Контактные педали – разрушаем все домыслы вместе! Когда следует менять клеммы? Детские или прогулочные

Контактные педали – разрушаем все домыслы вместе! Когда следует менять клеммы? Детские или прогулочные
Контактные педали – разрушаем все домыслы вместе! Когда следует менять клеммы? Детские или прогулочные

Какие преимущества дает фиксация ног на педали велосипеда, зачем она нужна и не грозит ли травмой стопы? Велосообщество разделилось на два лагеря: одни выступают за раздельное существование ездока и педалей, другие - за полный контакт. Итак, контактные педали: брать или не брать? Ответ вы найдете в этой статье.

Что такое «контактные педали»

Первыми фиксировать ногу райдера придумали тренеры гоночных дисциплин в погоне за увеличением скорости и выносливости спортсмена. Сначала появились педали, очень похожие на кавалерийские стремена, с металлическими рамами-туклипсами и ремешками из кожи или ткани. Туклипсы (toe - носок, и clip –зажим) используются до сих пор из-за их относительной дешевизны и ряда других преимуществ. Сегодня они эволюционировали в педали особой конструкции, когда ноги в ботинках встегиваются автоматически, как горнолыжные крепления. «Контакты» используют профессионалы и любители практически во всех велодисциплинах кроме триала, эндуро и некоторых видов даунхилла.

Выбор «контактов»

Главный ориентир в выборе педалей - профориентация велосипеда, стиль катания и степень свободы зафиксированной на педали стопы. Модификации контактных педалей для различных дисциплин отличаются системой встегивания (с одной стороны педали или с двух сторон), площадью опоры ноги (для маунтинбайков она существенно увеличена), расположением контактного шипа (на педали или на обуви) и степенью фиксации (жесткая или свободная). Также существуют гибриды со съемной контактной платформой, позволяющие кататься в велосипедной обуви или без нее. Они рекомендуются тем, кто пока не решается перейти на полноценные «контакты».

Самые распространенные «контакты» для маунтинбайков выпускаются с двумя клеммами под шипы велоботинок. В такой обуви легче ходить, фиксация педалей более свободная, что облегчает встегивание и выстегивание.

При езде на шоссейном байке применяются «контакты» с тремя или четырьмя клеммами, надежно и жестко закрепляющими ногу в велоботинке. Такое сцепление позволяет увеличить площадь давления при педалировании и более равномерно распределить нагрузку. В классическом варианте клеммы должны быть расположены под сводом стопы, но их регулировка позволит выбрать положение, в котором крутить педали будет максимально комфортно. На некоторых педалях есть возможность регулировки люфта, что удобно новичкам, которые только начали привыкать к «контактам».

Безопасность

Один из основных плюсов контактных педалей - снятие нагрузки с коленей. Зафиксированная нога движется в одной плоскости вверх и вниз, не допуская отклонения в сторону, что уберегает от травм связочный аппарат коленного сустава. С «контактами» нога велосипедиста не соскользнет с педали даже на неровных участках трассы. Однако к «контактам» необходимо привыкнуть: поначалу возможны падения из-за несвоевременного выстегивания ног. При езде по пересеченной местности использовать «контакты» не рекомендуется, даже если ездок умеет освобождать ноги мгновенно.

Эффективность тренировок

Даже тот, кто не планирует участвовать в соревнованиях, заметит, что с «контактами» мышцы работают не только при нажатии на педаль, но и в то время, когда нога тянется вверх. Крутить «контакты» значительно легче, чем обычные педали, особенно во время затяжных подъемов. Фиксация ноги обеспечивает более эффективный набор скорости после старта и на финишной прямой, а также облегчает преодоление небольших препятствий без риска, что нога соскользнет. По сравнению с обычными педалями результативность в «контактах» увеличивается до 40%.

Стоимость

Это, пожалуй, самый очевидный минус «контактов»: цена на них значительно выше, чем на обычные педали. Еще один пункт расходов для решивших приобрести контактные педали - обувь. Велоботинки делают легкими, с жесткой негнущейся подошвой для эффективной передачи усилия. Ботинки для катания на шоссейном велосипеде прочно фиксируют ногу на педали большим шипом, они не имеют протектора и совершенно не предполагают прогулок. Ботинки для маунтинбайкеров, напротив, вполне пригодны для хождения по земле - шипы на них более плоские и широкие, а подошва снабжена протектором.

Встегивание и выстегивание

Обычно нога в «контактах» фиксируется в педали одним щелчком. Но при некоторых условиях это движение совершить непросто - «контакты» предпочитают хорошую погоду. Снег или грязь могут забить механизм, и перед встегиванием крепление придется очищать. Выстегиваются «контакты» одним легким движением в сторону, но к нему нужно привыкнуть и довести до автоматизма. Чтобы нога отстегивалась легко, сильно затягивать пружину креплений не рекомендуется - по крайней мере до тех пор пока спортсмен осваивает новые педали.

Справочная статья, основанная на экспертизе автора.

Которое через трансмиссию передается на заднее колесо и приводит велосипед в движение.
Педаль состоит из оси, которая вкручивается в шатун, и корпуса, на который опирается нога. Корпус вращается на оси с помощью подшипников. Ось правой педали имеет обычную правую резьбу, а левой - левую (откручивается по часовой стрелке). Считается, что благодаря этому педали не выкручиваются при езде.

Вообще на VeloWiki опять всё чётенько расписано про педали. Но мы немного расширим нашу статью за счёт других источников.

Виды педалей для велосипеда

В зависимости от конструкции, педали делятся на 3 категории:

  • Платформенные - предназначены для использования с любой обувью, в том числе цивильной.
  • Контактные - предназначены для использования с велообувью.
  • Комбинированные - имеют платформу с одной стороны и контактный механизм - с другой, позволяют использовать оба вида обуви.

По области применения педали также делятся на несколько категорий:

  • Прогулочные - используются для городской езды, имеют пластиковый корпус, иногда с резиновыми накладками. Для бездорожья слишком скользкие и непрочные.
  • Общего назначения - включают в себя металлические платформенные и комбинированные педали.
  • Для кросс-кантри - легкие контактные педали без платформы.
  • Для экстремальных дисциплин - платформенные педали с мощными шипами, а также контактные педали со вспомогательной платформой.
  • Для шоссе - контактные педали со стандартом, несовместимым с горными. Предназначены для максимально жесткого закрепления ноги.

Педали с платформой без туклипсов

Сюда попадают все типы педалей по применению.

Прогулочные обычно сделаны из пластиков, ось Hi-Ten, подшипники обычные, широкая платформа, на которую просто ставить ногу, однако такую педаль легко «потерять» (т.е. нога может сорваться с нее). Используются для прогулочных велосипедов.
MTB обычно сделаны из алюминиевых сплавов, ось из стали Hi-Ten или хроммолибдена, подшипники обычные, широкая платформа с агрессивными элементами, на которую просто так ногу сразу не поставишь, но и потерять эту педаль существено труднее. Подходят и для любительского кросс-кантри.
BMX (акробатика) делаются из алюминиевых сплавов, ось педали хроммолибденовая, подшипники обычные, широкая платформа с очень агрессивными элементами, вплоть до ввинчивающихся штырьков толщиной до 2мм и высотой до 3мм. Нога на такой педали просто «приклеивается», однако спрыгнуть с педалей никаких затруднений не представляет. Защита обязательна!

Туклипсы (от англ. toe clips) - металлические или пластиковые захваты для обуви, крепящиеся к обычным педалям. Служат для полужесткой фиксации ноги, обеспечивая лучшую передачу усилий и несколько лучший контроль над велосипедом. В спорте использовались вместе с ремешками, жестко притягивающими ногу к педали, однако в обычной езде ремешки были неудобны. В настоящее время практически полностью вытеснены контактными педалями, используются преимущественно в трековых гонках и их разновидностях

Рис. Педаль стуклипсом

1 — туклипс (листовая сталь или пластик), 2 — хомут, 3 — ремешок, 4 — пряжка, 5 — болты крепления туклипса, б — рамка педали, 7 — отражатель, 8 — ось, 9 — шатун

Существуют также и мини-туклипсы из прочного толстого пластина и без ремешков

Контактные педали для велосипедов

Контактные педали (англ. clipless pedal) используют специальный механизм, который позволяет пристегивать ногу байкера к педали. Таким образом, энергия ноги передается велосипеду не только при нажатии на педаль, но и при вытягивании ноги вверх, а профессионалы применяют т. н. круговое педалирование, когда усилия прикладываются к педали непрерывно. Благодаря этому, обеспечивается оптимальное расходование сил - велосипедист на контактных педалях едет быстрее и/или меньше устает, чем его собрат на топталках. Контактные педали особенно полезны, когда высок риск срыва ноги с педали (например, от тряски), а также на подъемах и в грязи, благодаря заметно увеличивающейся тяге.
Такая педаль имеет контактный механизм, в который встегивается т. н. шип, в свою очередь прикручивающийся болтами к жесткой пластиковой подошве велоботинка. Чтобы встегнуться в педаль, достаточно вставить шип в контактный механизм. Чтобы выстегнуться, нужно повернуть пятку ботинка в сторону от велосипеда. У многих педалей усилие выстегивания регулируемое, кроме того, существуют «учебные» шипы, которые выстегиваются во многих направлениях, а не только в одном.
Контактные педали для MTB различаются в зависимости от предполагаемого использования: чем ближе к кросс-кантри, тем тоньше и компактнее контактный механизм, а педали для экстремальных дисциплин обрастают платформами, улучшающими сцепление ноги с педалью.


Типы шоссейных контактных педалей для велосипеда

Как написано на сайте 200-Вело-Киев, любая система контактных педалей состоит из двух частей: 1) самой контактной педали с удерживающим (ретенционным) механизмом; 2) шипа, устанавливаемого на подошве велообуви (за исключением системы Speedplay, о которой будет рассказано выше).

Q-фактор бывает горизонтальный и вертикальный. Под горизонтальным понимают расстояние между наружными поверхностями шатунов, хотя этот параметр несколько зависит и от педалей. Вертикальный же Q-фактор, расстояние между подошвой туфли и осью педали. Все эти параметры очень важны с точки зрения биомеханики и в реальной жизни могут проявить себя только в виде ощущений ровного и чистого педалирования.

Поскольку стопы каждого человека могут быть пронированы или супинированы, для точной доводки таких физиологических нюансов был придуман свободный ход (или плавание) шипа на педали.

LOOK-подобное семейство

Я не зря упомянул слово «семейство», поскольку уже более 20 лет катит по миру замечательное изобретение французской фирмы «LOOK» и вдыхает новую жизнь в естество любого велосипеда и его владельца.

LOOK Delta (Разновидности педалей в зависимости от дополнительных настроек: CX7 Ti - возможность регулировки Q-фактора; A5.1 - регулировка свободного хода, A3.1 - просто «дельта») Все начиналось именно с этих педалей. Принцип фиксации стопы в педали был позаимствован от лыжных креплений. На данный момент сама фирма производитель старается всячески убедить потребителя в моральной старости педалей этого стандарта, но все же большинство других производителей все еще выпускают такой продукт, меняя дизайн и материалы, как например Wellgo, VP, Exustar. Педали работают с bi-material шипами красного (9° свободного хода; идут в комплекте поставки) и черного (0° хода) цветов.
LOOK KéO (Разновидности педалей в зависимости от материала для изготовления: Classic, Sprint ELLE, Sprint, Carbon IronMan, Carbon, Carbon Ti, HM Ti IronMan, HM Ti). Модифицированный Delta-стандарт. Из предложенного нового - уменьшенный вертикальный Q-фактор на 6 мм (то, чего так долго не хватало) и малый вес (берем по среднему - KéO Carbon с Cr-Mo осью - 230 гр/пара). Шипы: серые (4,5° хода - комплектные), красные (9° хода) и черные (0° хода).

Сайт производителя: www.lookcycle.com

Shimano SPD-SL (Разновидности педалей в зависимости от материала для изготовления и принадлежности к группе оборудования: Dura-Ace, Ultegra, 105, PD-R540). Начиная с 2007 года платформа этих педалей была несколько расширена, а сменную пластмасску над осью заменили на сменную железку, которая, как понятно, будет в значительно меньшей степени подвержена истиранию при контакте с шипом. В общем, очень неплохие педальки, учитывая стоимость и мои субъективные ощущения. Шипы c желтыми вставками - плавающие (float), с красными вставками - фиксированные (fixed).
Shimano SPD-R - вымирающий вид. Сайт производителя: www.cycle.shimano-eu.com
Campagnolo Pro-Fit Plus (Разновидности педалей в зависимости от для материала изготовления и принадлежности к группе оборудования: Record , Chorus). По словам профессионалов, не самая лучшая стабильность стопы на педали, однако, надежность и качество изготовления на привычном для Campagnolo уровне. Используются шипы серого (4° свободного хода; идут в комплекте поставки) и черного (0° хода) цветов. Сайт производителя: www.campagnolo.com
Miche (MT4, 502) Неконкурентоспособный, «затерянный» среди других брендов LOOK-подобный стандарт. Сайт производителя: www.miche.it

Следует отметить, что несмотря на родство систем данного семейства шипы каждой взаимно несовместимы!

Другие разновидности контактных педалей

Speedplay (Разновидности в зависимости от материала для изготовления: Light Action, Zero, X/1, Frog). Еще одна экзотическая разновидность педалей на наших просторах. Используют некоторые команды про-тура и имеют лестные отзывы от авторитетных спортсменов. Отличительной особенностью этой системы является противоположность ее компонентов - педаль - это шип, а то, что на подошве велообуви - собственно ретенционный механизм. Глядя на тонкость механизма и количество деталей, лично у меня возникает сомнение о надежности работы механизма при попадании внутрь песка, пыли и т.д. Также, по словам производителя, только эта система может обеспечить наилучший свободный ход. Имеется некоторое отличие ретенционных механизмов между Zero и Frog. Что самое интересное, что между Speedplay и LOOK Keo ведется негласная война мнений по поводу площади соприкосновения шипа с платформой педали и соответственно, об усилии передаваемой ногой на педаль во время педалирования, в которую замешаны миролюбивые Shimano и Time. Кто из них прав? Рассудят время и педантичные потребители.

Сайт производителя: www.speedplay.com

Time Impact (Разновидности в зависимости от материала изготовления: RXS, RXE, RXL, Axion). Бесспорно экзотика. Из плюсов можно отметить минимальный Q-фактор по горизонтали. Из минусов - жесткость встегивания и выстегивания. Используется только один тип шипов. Сайт производителя: www.time-sport.com
Crank Brothers (Quattro). Все гениальное - просто. Да, «кранки» славятся простотой своих яйцевзбивалок. Они показали, что их можно успешно применить на шоссе, всего лишь добавив платформу вокруг крепления. Используется один тип шипов, по форме очень схожий с SPD стандартом от Shimano. Сайт производителя: www.crankbrothers.com

Комбинированные педали

Это достаточно специфический и редко встречающийся вид педалей. Имеют контактный механизм с одной стороны и обычную платформу - с другой. Позволяют с одинаковым удобством ездить на контактной и неконтактной обуви. Существуют противники и сторонники комбинированных педалей.

Достоинства:

  • Нет привязки к какому-то одному виду обуви.
  • Можно сначала купить педали, а обувь - потом.
  • В особо тяжелых условиях езды можно не встегиваться, а ехать на платформе.


Недостатки:

  • Неудобно начинать движение с любой обувью: сначала нужно найти ногами требуемые стороны педали.
  • Тем, кто ездит на контактах, топталки нужны гораздо реже, чем это кажется со стороны. Опытному байкеру грязь и снег не помешают уверенно ехать на контактах, зато скорость встегивания с комбинированными педалями падает значительно.
  • Обычная контактная педаль при необходимости конвертируется в комбинированную с помощью пластиковой платформы.

Контактные педали или топталки

Большинство велосипедистов начинало кататься именно на топталках. В дальнейшем, часть из них перешла на контакты и обратно на топталки уже не вернулась. Считается, что любому активно катающемуся велосипедисту контакты прибавят скорости и удовольствия от езды.

Достоинства контактных педалей:

  • Увеличение тяги за счет того, что нога «работает» не только вниз, а еще и вверх. Особенно заметно при езде в гору или при резком ускорении.
  • Увеличение скорости при тех же затратах сил.
  • Уменьшение усталости при той же скорости.
  • Улучшение контроля над велосипедом, нога никогда не сорвется с педали на кочке.
  • Нога всегда занимает правильное положение на педали и никуда не соскальзывает.
  • С контактами намного проще поднять заднее колесо в воздух (например при заезде на поребрик) или наоборот - придержать его в воздухе.
  • Контакты намного легче топталок и не имеют острых выступающих частей.
  • В контактах можно поддерживать более высокий каденс.
  • В контактах можно крутить педали одной ногой.

Недостатки:

  • Для перехода на контакты требуются определенные дополнительные вложения средств.
  • Контактная зимняя обувь стоит дорого, но при этом не очень теплая.
  • Ездить в контактах в цивильной обуви очень неудобно.
  • Раз в несколько тысяч километров требуется замена шипов.
  • Для того, чтобы начать уверенно ездить на контактах, требуется пройти период привыкания.
  • В определенных условиях (снег при температуре около 0, липкая глина) контактный механизм забивается, и становится невозможно встегнуться.

Мифы о контактах

Контакты нужны только спортсменам. Нет. Даже обычный покатушечник на контактах будет ехать быстрее и с меньшей усталостью, чем без контактов. В горных велопоходах контакты очень помогают заезжать на перевалы с тяжелым велорюкзаком. В общем случае, чем больше сил тратит байкер в поездке, тем больший выигрыш дадут ему контакты. Контакты и велообувь очень дорогие, я не потяну! Нет. Стоимость хороших недорогих велоботинок и педалей начинается от 60 евро за комплект, при желании можно найти и дешевле. Это как раз стоимость неплохих цивильных ботинок. Стоимость навороченной велообуви с gore-tex также соотносима с неконтактными ботинками соответствующего класса, так что называть велообувь чрезмерно дорогой нельзя. Пока не привыкнешь ездить на контактах, будешь постоянно падать. Это зависит исключительно от самого человека. Если он будет забывать выстегиваться на остановках, то будет падать. Если помнить о том, что надо выстегиваться, то падений не будет. Одни падали много раз, пока не научились, другие не падали вообще. Полное привыкание к контактам приходит примерно за 200 км пробега с периодическими выстегиваниями. Контакты могут заклинить от грязи, ты не сможешь выстегнуться и упадешь. Современные контактные педали избавлены от этой проблемы почти полностью (кроме самых-самых дешевых). В любых условиях можно выстегнуться. В падении ты не сможешь выстегнуться и полетишь вместе с велосипедом, тогда как с топталок можно спрыгнуть в любой момент. Это неверно. После того, как привыкнул к контактам, выстегнуться из них можно за доли секунды - в падениях это происходит рефлекторно, даже не успеваешь подумать о том, что надо выстегнуться. На контактах гораздо сложнее ездить по грязи/снегу/зимой, чем на топталках. Небольшая сложность есть в том, что для встегивания надо ударами ноги сбить грязь с шипа, в глине и мокром снегу это проблематично. Зато тяга на контактах гораздо более мощная и равномерная - шансов забуксовать или завязнуть заметно меньше, чем у человека на топталках. Контроль над велосипедом тоже ощутимо лучше. На контактах я не смогу ездить в своих любимых ботинках Велосипедная обувь создана специально для езды, поэтому ездить в ней приятнее, чем любой цивильной. Причем чем длиннее маршрут, тем больше ощущается разница. Велообувь выпускается на любой вкус и кошелек: от пляжных сандалей до зимних сапог. В цивильной обуви ездить на контактах действительно очень неудобно, поэтому если для вас принципиально ездить в костюме и туфлях, то контакты не для вас. Впрочем, существуют комбинированные педали и съемные накладки на контакты, допускающие езду в обычной обуви.

Установка и регулировка педалей на велосипед

Установка педалей

В зависимости от модели, педали устанавливаются с помощью одного из этих инструментов:

  • Педальный ключ (заменяется достаточно длинным рожковым ключом на 15 мм).
  • Шестигранник 8 мм.
  • Шестигранник 6 мм.

Правая педаль имеет правую резьбу, а левая - левую (то есть, она откручивается по часовой стрелке). Необходимый момент затяжки - 35-40 Н-м. Для того, чтобы педаль не прикипела, требуется при установке всегда очищать и смазывать резьбу, а также регулярно (не реже 2 раз в сезон) проверять, насколько легко она откручивается.

Установка шипов

Велообувь, предназначенная для использования с горными велосипедами, имеет 2 продолные прорези в подошве, в которые устанавливаются болты крепления шипа. Шип имеет возможность перемещения в продольном и поперечном направлении, а также возможность поворота вокруг оси.

Регулировка в продольном направлении Ось педали должна находиться строго под косточкой в основании пальцев ноги. Регулировка в поперечном направлении Ботинки должны находиться как можно ближе к шатунам, но не цепляться за них. Если у вас туристическая обувь, начинайте от положения, наиболее удаленного от шатуна (шип смещен к внутренней стороне подошвы) - если расстояние до шатуна велико, то можно установить ботинки ближе. Регулировка поворота шипа. Определяется исключительно анатомией конкретного человека - поскольку люфт встегнутого ботинка невелик, необходимо заранее настроить шип так, чтобы ощущения при езде были комфортными. Если естественное положение ног при езде - носками наружу, то шип следует повернуть по/против часовой стрелки на правом/левом ботинке. Если ноги при езде параллельны велосипеду, то шипы можно ставить ровно.

После первичной установки шипов, затяните их с моментом 2,5 Н-м (несильно) и покатайтесь несколько минут, прислушиваясь к ощущениям в коленях. Если при езде возникают неприятные ощущения в коленях (особенно при больших усилиях), исправьте положение шипов, особенно угол поворота. Окончательная затяжка шипов осуществляется с моментом 5-6 Н-м.

Регулировка пружин у педалей SPD

Контактный механизм педалей SPD имеет регулируемую пружину, фиксирующую шип. Регулировка осуществляется шестигранником отдельно для каждой пружины (их 1 или 2 на каждую педаль), регулировку необходимо выполнять для всех пружин одновременно. Чем сильнее затянута пружина, тем меньше люфт ноги и тем сложнее выстегнуться.

Новичкам при покупке первых контактных педалей следует повернуть все регулировочные винты против часовой стрелки (в направлении «-») до упора - это обеспечит максимально легкое и быстрое выстегивание. В случае, если ботинки самопроизвольно выстегиваются при обычной езде, нужно затягивать пружины в направлении «+» по 1-2 щелчка за раз.

Педали Crank Brothers имеют нерегулируемую пружину.

Сегодня пошел третий день, как я, наконец-то, перешел с обычных велосипедных педалей на контактные, обладающие большим рядом преимуществ перед стандартными, но требующие определенного привыкания и повышенной внимательности на дороге.

Контактные педали (англ. clipless pedals ) представляют собой особую механическую конструкцию, позволяющую соединить, посредством специальной вело-обуви, ногу велосипедиста и педаль велосипеда в единое целое, обеспечивая тем самым идеальное взаимодействие с приводом велосипеда. На данный момент - это последняя эволюционная стадия технического усовершенствования педалей.

В Интернете существует масса подробнейших статей на тему контактных педалей, поэтому я не стану расписывать историю их появления, их устройство, описывать чем отличаются контактные педали для горных и шоссейных велосипедов, различия между моделями, как правильно выбирать вело- обувь и т.п. Со всем этим, при желании, можно ознакомиться самостоятельно, я лишь расскажу об основных плюсах и минусах контактов, дам некоторые советы, а также, в конце, поведаю об одном из главных врагов велосипедиста - голубях...

Часто от новичков можно услышать, мол, зачем вообще нужны эти педали, если я прекрасно катаюсь и на обычных? Ответ на него лежит в самом принципе работы контактов. Сразу скажу, что если вы являетесь поклонником трюковых дисциплин в велодвижении - контакты вам не нужны, так как в этом случае важна полная свобода положения ноги на педали и возможность моментально соскочить с велосипеда. Также не нужны контакты для дешевых китайских велосипедов и детских велосипедов. Не понадобятся они и любителям прокатиться из дома в магазин и обратно, а также тем, кто чувствует себя в седле неуверенно.

Для кого же они? В первую очередь - для профессиональных спортсменов, где важно свести на минимум расход энергии "в никуда", во вторую очередь - для велотуристов, проезжающих в день большие расстояния, зачастую с тяжелыми грузами, в третью - для всех остальных велосипедистов, активно использующих велосипед, как транспортное средство, а также для тех, кто заботится о своих коленях, но об этом чуть позже.

При езде на обычных платформенных педалях, называемых еще "топталками", эффективность педалирования крайне невысокая, так как, в основном, работает только одна мышца ноги - квадрицепс. Другими словами, крутить педаль можно только одной ногой, когда она находится в переднем положении. Вторая нога при этом находится в нижнем или заднем положении и абсолютно беспомощна, пассивно двигаясь по кругу за счет усилий первой ноги. Потом, соответственно, ноги меняются местами. За счет такого "топтательного" вращения развить приличную мощность на велосипеде просто невозможно, а вот устать раньше времени очень легко.

В случае с контактными педалями, здесь уже работает целая группа мышц, включая бедренные и ягодичные. Нога, "намертво" пристегнутая к педали, уже не совершает пассивного вращения за счет другой ноги, а активно участвует в работе. В то время, когда первая нога давит на педаль, вторая, в отличие от платформ, подымаясь вверх, тянет педаль за собой, придавая дополнительную мощность педалированию.

Также такой тип кругового вращения значительно снижает нагрузку на колено, особенно при езде в горку и при встречном ветре. Немаловажным является и тот факт, что на контактных педалях ноги расположены всегда в одной правильной плоскости, что также обеспечивает высокую эффективность педалирования и снижает нагрузку на колени от, зачастую, неправильного расположения ступней ног на обычных педалях.

02. Универсальные контактные педали для МТБ - Shimano PD-M324 SPD.


Итак, давайте обозначим основные преимущества контактных педалей перед обычными:

  • Повышенная отдача от педалирования (+ 40-50% к мощности) позволяет с легкостью преодолевать затяжные подъемы, облегчает езду против встречного ветра.
  • Ваша средняя скорость и время разгона увеличатся минимум на 10%
  • Контакты позволяют снять часть нагрузки с коленного сустава, тем самым уменьшают риск развития всяческих заболеваний, а также помогают езде на велосипеде людям, перенесшим различные травмы колена в прошлом.
  • За счет участия в контактном педалировании разных групп мышц, это снижает общую нагрузку и как следствие - утомляемость на длинных дистанциях.
  • При скоростной езде по пересеченной местности, ноги остаются в фиксированном положении, что не позволит сорваться с педали на какой-нибудь кочке.
  • Контакты позволяют комплексно развивать мышцы ног и ягодиц не хуже тренажеров.
  • Большинство контактных педалей меньше по размеру, а следовательно и легче обычных, что дает дополнительное преимущество в гонках и марафонах.
  • Контактные педали являются своеобразной защитой от вело- воров и развода на "дай покататься", так так требуют наличие специальной обуви.
  • Чисто визуально, контакты поднимают вас в классе перед обычными начинающими велосипедистами.
  • Почти вся контактная обувь изготовлена по высоким стандартам, имеет замечательную вентиляцию, анатомическую колодку, высококачественные материалы и шитье.
  • Фиксация ног к педалям позволяет легче отрывать велосипед от земли, перепрыгивая бордюры, однако это делать нужно крайне аккуратно.
  • В гонках в дисциплине кросс-кантри контактные педали позволяют значительно увеличить контроль над велосипедом в поворотах и при агрессивных атаках.

    Теперь, какие же существуют минусы у контактов?

  • Цена. Самые простенькие контакты + самая простая велообувь для них обойдется минимум в 3500 рублей. На профессиональные контакты цена может доходить до 15000 рублей без учета обуви.
  • Повышенная травматичность. Несмотря на автоматическую систему отстегивания ног от педалей в случае падения или ДТП, защищающую от переломов, это не гарантирует получения различных травм от падений. Для новичков и людей неуверенно катающихся на велосипеде, риск падения на контактных педалях крайне высок.
  • В хорошо вентилируемой обуви в холодное время года, а также в дождь, можно замерзнуть, что вынуждает либо покупать специальные защитные бахилы на обувь, либо дополнительную утепленную контактную обувь, стоящую очень дорого.
  • Ходить в контактной обуви по твердой поверхности неудобно, что вынуждает возить с собой, например на работу, сменку. Тоже самое, если вы отправляетесь на велосипеде, например, в театр или на деловую встречу.
  • Контактные педали и шипы могут забиться грязью, что может вызвать проблему при встегивании.

    Очень многих людей обычно отпугивает от контактов не их цена, а именно страх перед падением, которое может навсегда отбить желание научиться ездить на контактах. Особенно такой страх подогревают многие знакомые велосипедисты со стажем, рассказывая всякие ужасы и что вы 100% навернетесь раз так двадцать, прежде, чем научитесь. Чтобы избежать падений по своей вине, достаточно запомнить несложные правила и советы :

  • Решив встать впервые на контакты, потренируйтесь дома встегиваться/выстегиваться, держась одной рукой за стенку, посмотрите многочисленные обучающие видео на Youtube.
  • Начните свое обучение с универсальных педалей, наподобие Shimano PD-M324 SPD. Я себе купил именно такие. Подобные педали имеют контактный механизм только с одной стороны, а с другой стороны они плоские. Это позволяет убить сразу нескольких зайцев: можно кататься на контактах, а в случае с театром или холодной погодой - можно обуться в обычную обувь, тем самым прилично сэкономив. На таких педалях можно кататься с пристегнутой одной ногой, и учиться ее отстегивать, в то время, как вторая нога всегда будет на подстраховке, пока не научитесь. Соответственно, со временем, после того, как вы привыкните к контактам, вторая обычная сторона будет уже надоедать и тогда может стать вопрос о покупке двухсторонних контактов. Это пожалуй единственный минус этой популярной модели.
  • Видя впереди себя какое-то препятствие, пешеходов, перекресток, автомобильную пробку, мамашу с коляской, животных, плохую дорогу и т.п., не ждите до последнего, снизьте скорость и отстегните одну ногу заранее. В последствии это действие должно быть доведено до полного рефлекторного автоматизма.
  • Не лихачьте! Будьте осторожны, проходя на скорости поворот с мелким песком или гравием. Если колесо сорвется, невозможно будет сбалансировать пристегнутой ногой и вы улетите с велосипедом.
  • Отстегивайте ногу всегда резким поворотом носка в нижнем положении педали. В верхнем положении это будет практически невозможно или очень сложно. Может не хватить времени.
  • Все контактные педали имеют регулятор жесткости пружины. Для новичка рекомендуется выставить пружину в самое ослабленное положение.
  • Будьте предельно внимательны на дороге, трезво оценивая дорожную обстановку сбоку, впереди и позади вас. Велошлем строго обязателен!
  • Не выпендривайтесь на контактах перед друзьями, показывая как вы круто прыгаете через бордюры и разворачиваете велосипед.
  • Не старайтесь на низкой скорости проехать через плотный пешеходный трафик. Обязательно, неожиданно, вылезет какая-нибудь бабуля наперерез и вы банально дадите по тормозам, не успев отстегнуться.
  • Старайтесь отучиться на первом этапе от смотрения вниз на педали. Следите за дорогой, а действия с педалями старайтесь выполнять интуитивно.
  • Будьте втройне осторожнее, пересекая трамвайные рельсы. Попадет колесо в желоб - сразу же завалитесь.

    Вроде это все, что вспомнил, ну а теперь от длинного вступления перейду непосредственно к рассказу о голубях, которых можно смело было бы включить в 12-й пункт...


    Во общем, возвращался я с работы. Настроение отличное, светило яркое солнышко, дул освежающий ветерок с озера, а под колесами была прекрасная велодорожка. Имея за плечами довольно хороший опыт езды на велосипеде, к контактным педалям я привык практически сразу же, вполне уверенно встегиваясь и выстегиваясь на светофорах, при нахождении на проезжей части и объезде всяких препятствий. Вот и тут я катил вполне уверенно, ничто не предвещало беды...

    Метрах в ста впереди, по ходу движения, велодорожка проходила вдоль каменной стены, а с правого края дорожки ходило ОНО - настоящее воплощение ЗЛА, под названием "Колумба ливия-доместика", или просто - обычный городской голубь...

    Скажу, что и раньше я недолюбливал голубей, неадекватно шляющихся по дороге и траекторию движения которых практически нереально угадать... Но у меня всегда была возможность резко затормозить, когда эти диверсанты-самоубийцы кидались под колеса... но в этот раз я был на контактах...

    Голубь всячески делал вид, что ему на меня пофиг, что он вообще не при делах и спокойно гуляет возле озера... Я был примерного такого же мнения, намереваясь его спокойно объехать по левой части велодорожки, благо места там было предостаточно. Отстегиваться от педалей я даже не думал.

    И вот, когда до этой пернатой сволочи оставались считанные метры, он решил выполнить свое предназначение на этом свете, храбро, спотыкаясь и падая, кинувшись мне наперерез через дорожку. Не знаю сколько на его счету загубленных велосипедистов, но действовал он очень уверенно и бесстрашно.

    Объехать я его уже не успевал из-за высокой скорости, да и не мог... Слева стена, справа - озеро... Что в таких случаях советуют на многочисленных вело- форумах байкеры, попавшие в подобные ситуации? Совет только один - давить! И решение надо принимать очень быстро... или вы, или голубь... Если это ЗЛО попадет на взлете в спицы - последствия могут быть самыми печальными... В лучшем случае придется менять колесо и стирать одежду от пуха, в худшем - можно загреметь в больницу или сломать шею.

    Не будь я биологом по образованию, или был бы хладнокровной садюгой, может быть так и поступил, но... птичку жалко... Пришлось уводить велосипед в сторону от столкновения и резко давать по тормозам. О том, что я пристегнут к контактам я забыл напрочь... все произошло за считанные доли секунды.

    Если бы не каменная стена слева, я бы улетел с велосипедом куда подальше, а так все ограничилось столкновением по касательной и, как следствие, содранным локтем и ушибленной коленкой. Ноги от педалей, как я уже писал выше, сами по себе отстегнулись каким-то волшебным образом без моего сознательного участия.

    А что же голубь? Эта тварь не пострадала и спокойно дочапала до стены, как будто там был какой-то секретный проход, и не найдя его, спокойно улетела прочь... Спасибо еще, что на голову шлем не насрал...

    К чему я все это написал? А к тому, что даже если вы вполне уверенно держитесь на контактах, вы не застрахованы от неожиданных ситуаций. Учитесь предвидеть различные варианты возможных событий и будьте предельно внимательны находясь на проезжей части. Внезапно выезжающие с парковки авто, резко открывающиеся двери машин, прижатие к бордюру, выбегающие собаки и т.п. могут доставить намного большие неприятности, чем банальный кровожадный голубь... Берегите себя и удачи на дорогах!

  • Я в полном восторге и не понимаю, почему я не сделал этого раньше. Такое впечатление, что я пересел с машины с движком 1.6 на машину с двигателем 2.5.

    Однако, когда я только думал о покупке, я столкнулся с неожиданными сложностями в выборе. При том, что в форумах "контакты" обсуждаются довольно обширно, при том, что есть хорошие статьи (см., например, "Выбор, настройка и обслуживание контактных педалей" и "Сборник ликбезов: Контактные педали"), понять, что именно из всего этого многообразия нужно лично мне, было непросто. Специалисты писали на профессиональном арго, не объясняя то, что было очевидным им, но совсем не очевидным мне. Знакомые-велосипедисты и форумчане добавили туману - многое из того, что они рассказали, на поверку оказалось всего лишь мифами.

    Поэтому я написал эту статью. В первую очередь она предназначена тем, кто, как я, средне разбирается в велосипедах вообще, и в контактных педалях - в частности. И для тех, кто, как я, взвешивает "за" и "против" покупки "контактов". Статья не предназначена для крутых "профи", которым всё это и так известно и которым важнее обсуждение каких-нибудь тонкостей в модельном ряду контактов LOOK.

    UPD. Купили Дине контактные педали. Такие же, как у меня, только другого цвета. Дина упала три раза, причём в третий - из за моей ошибки. Я неправильно привинтил шипы на кроссовки. Оказывается (и в инструкции к педалям этого не было!), шипы различаются на левый и правый. Если вы привинтите правый (с двумя кружочками) шип на правую ногу, то угол высвобождения будет равен 15° на обеих ногах. А если вы привинтите этот шип на левую ногу (а другой, соответственно, на правую), угол высвобождения будет равен 20°. И при заваливании влево эти 5° оказались решающими - Дина не успела высвободить ногу.
    Почему в инструкции этого не было - непонятно. Ещё более непонятно, почему всё это было детальнейше и с картинками описано в инструкции к запасным, отдельно купленным шипам! Казалось бы, полезнее наоборот. Ан нет!
    Польза от контактов, однако, несомненна. Дина резко увеличила среднюю скорость на большой дистанции, много легче стала взбираться в горки.

    Вопрос про выбор педалей для начинающих велосипедистов и не только встаёт довольно часто. Однако до сих пор нет какого-то вразумительного и доступного ответа, чтобы не возникало никаких сомнений. Да и вообще, что такое контактные педали, для каких целей их используют, какие из них лучше и какие бывают - это одни из основных вопросов, которые задают неопытные начинающие велосипедисты. Много вопросов стоит изучить и много аспектов учесть, чтобы выбрать подходящий вариант педалей.

    Педали — это очень важный элемент велосипеда

    В общем своём понятии контактные педали для велосипеда представляют собой определённое приспособление, с помощью которого фиксируется нога на педали. Благодаря этому обувь спортсмена соединяется с педалью и образуется один целый крутящий механизм.

    Из истории

    Изначально велосипедные педали были представлены простыми ровными площадками, имеющими по центру ось вращения. Вращение было предусмотрено для того, чтобы нога на этой самой площадке оставалась всегда в одной плоскости. В противном случае нога попросту будет сваливаться и её нужно будет всегда подставлять на педаль. Подобные педали и по сей день используются в прогулочных и детских велосипедах , а ещё в таких велосипедах, в которых уровень мощности педалирования не играет никакой значимой роли, а также особое значение имеет свобода поведения ноги на платформе.

    Добиться эффективного педалирования, то есть мощности, которую можно развить крутя обычные педали-платформы, не удастся, так как нога при энергичной работе будет постоянно слетать. Нужно будет постоянно подстраиваться и ставить ногу на платформу. Движения ног, при котором движутся оба элемента, напоминают топот ног, вверх-вниз. Именно за подобное движение простые педали-платформы называют «топталками».

    Более продвинутый способ постановки ноги и саму конструкцию получили новые педали, называющиеся «туклипсы». В переводе с английского clip - зажим, toe - носок ноги. Это, по сути, та же педаль, но имеющая дополнительное стремя на месте постановки обувного носка. А также есть дополнительный небольшой ремень, который стягивает ногу в середине стопы. Таким образом, началась новая эра педалей с наличием крепления для ног.

    Ввиду появления нового крепления нога практически полностью фиксировалась к этому элементу велосипеда и при езде оставалось только топтать ногами сверху и подтягивать ногу в исходное верхнее положение. Ногой тянуть педаль вниз не рекомендуется, так как можно запросто её вытянуть из зафиксированного стремени. В итоге вместо одного рабочего направления сверху вниз получается сразу три направления. Это существенно повышает и интенсивность езды и эффективность работы ног.


    Однако, даже невзирая на всю простоту туклипсов, их нельзя отнести к удобным элементам управления. Их основной минус - уходит много времени, чтобы вставить ногу в стремя и зафиксировать её. Очень часто она переворачивается вниз рамкой, что ещё больше затягивает время снаряжения. Ещё одно важное упущение разработчиков - при падении спортсмена его нога следует за велосипедом, так как высвободиться быстро не получается. Нужно расслабить лямки и только потом доставать ногу. Это всё может обернуться очень серьёзными травмами для коленного и тазобедренного сустава. Именно из-за этого туклипсы принято считать самыми небезопасными крутящими элементами в велосипедах.

    Следующее эволюционное поколение получило название контактных педалей (clipless pedals - педали без зажимов). Среди любителей велоагрегатов они получили простое и понятное название - контакты. Вся соль этих педалей заключается в наличие не только платформы, но ещё и специального шипа, который удерживает подошву обуви на поверхности педали. Процедура крепления следующая: шип «устанавливается» на подошву обуви, а на педали для него есть специальный паз, который защёлкивается при наличии шипа.

    Паз представлен в виде подпружиненной рамки, которая не препятствует отщёлкиванию шипа при повороте стопы. Иными словами, контакты сделаны таким образом, что при повороте ноги на педали происходит высвобождение шипа и без проблем нога освобождается. Это очень важно при падении или при быстром соскоке с велосипеда.

    И также при большом усилии нога высвобождается не только в сторону, но и просто движением вверх. Усилие это настраиваемое, то есть можно самостоятельно настроить жёсткость подпружиненной рамки.

    Есть разновидность педалей, которые самостоятельно выстреливают при определённых условиях. Их очень часто называют автоматическими, или же автоматами.

    В плане безопасности топталки имеют наибольшую безопасность, а среди контактных педалей самые безопасные - это контакты-автоматы.

    Для чего нужны контактные педали

    Эффективное педалирование и высокая мощность

    Контактные педали устроены таким образом, что каждая нога вращает одну педаль по полному кругу, независимо от другой. Таким образом, воздействие на педаль идёт в каждой точке окружности, которую описывает элемент. Подобное педалирование называется круговым. Принцип работы заключается в эффективном притяжении в обратном направлении педали, а также регулируемом давлении вниз. Это реализовано благодаря закреплённому в платформе шипу. Разница педалирования на топтунах и на контактах отличается по эффективности на 30–40 процентов. При этом мышцы-сгибатели также получают нагрузку и идёт более равномерное напряжение на ноги.

    Велосипед находится под большим контролем

    При преодолении сложнейших скоростных поворотов, препятствий и каких-то преград значительно уменьшается риск потерять педаль. Например, чтобы перепрыгнуть лежащую трубу или бордюр, нужно сделать движение вперёд и согнуть при этом ноги. Велосипед поднимется вслед за ногами, и преграда будет преодолена.

    При использовании подобных элементов в гонках на пересечённой местности эти педали имеют ещё большее значение. Там могут быть участки с тряской, прыжками, рывками и водными преградами. Контролировать велосипед и оставаться на педалях в этом случае наиболее приоритетная задача.

    Во время трекинговых и шоссейных гонок очень большое значение имеют резкие и мощные рывки, во время которых можно легко потерять управление над велосипедом или спрыгнуть с педалей. Тут также имеют преимущество контакты.


    При обычном катании на топталках усилие всегда направлено в одну сторону - сверху вниз. Это сопоставимо с нагрузкой на сустав колена при приседании на одной ноге. Даже не нагрузка направлена в коленный сустав, а она через него проходит, при этом происходит сильнейшее напряжение в нём. При использовании контактов нагрузка распределяется более-менее равномерно, так как движение возникает не только от надавливания на педаль, но ещё и от её притяжения вверх. Это создаёт своеобразный противовес разгибающей нагрузке и сказывается положительным образом на длительном нормальном функционировании сустава.

    Классификация педалей

    По своему назначению

    Детские или прогулочные

    Это наиболее примитивные педали, которым не предъявляются никакие требования по КПД педалирования, а также требования по надёжности фиксации стопы. Основное их предназначение - размеренное катание в парках или по хорошим дорогам с небольшой скоростью. Практически на всех подобных велосипедах используются топталки.

    Для экстремальной езды

    Настоящий вид элементов представлен в основном в таких дисциплинах, как фрирайд и даунхилл, BMX и все виды трюковых дисциплин. Здесь конструкция представлена в виде платформы без дополнительных фиксаций, но имеющей увеличенную площадку под ногу. На площадке, как правило, есть масса небольших неровностей (шипов), которые противостоят скольжению обуви. Контакты в таком случае совершенно не оправданы, так как нет возможности быстрого соскока и выполнения каких-либо трюков в воздухе.

    Элементы для горного катания

    Для маунтинбайка применяются строго контакты и автоматы. Они установлены также на большинстве профессиональных горных велосипедов, а также на великах для кросс-кантри. Иногда в прогулочных практикуется установка подобных аксессуаров. Сюда выбираются компактные конструкции, которые позволяют быстро застегнуться и высвободиться. Именно за счёт компактности есть возможность использовать их в грязи - они не забиваются.

    Маунтинбайковский шип сам по себе небольшой и плоский. Его можно использовать и при ходьбе, так как он не мешает и не чувствуется стопой. На специальной «горной» обуви протектор очень высокий, что позволяет нормально без скольжения передвигаться по воде и грязи.

    Педали для шоссейных велосипедов

    В шоссейниках используются контактные и автоматические аксессуары. Ввиду редкого попадания грязи они выполнены максимально удобно для постановки ноги, не обращая внимания на возможные заклинивания. Максимальная ширина и чёткая фиксация - это про шоссейные педали. Очень часто педали выполнены односторонними, так как длина рамки может достигать около трети длины стопы. А вот шип тоже имеет свои особенности. Он выполнен либо из композита, либо из пластика и имеет ширину всей стопы обуви. Именно из-за этого ходить в подобной обуви очень сложно.

    По виду конструкции

    Платформы

    Как говорилось ранее, иначе они называются топталки. Это наиболее простой и доступный вариант педалей, которые имеют плоскую структуру площадки.

    Контактные односторонние

    Это педали, которые имеют одностороннюю конструкцию, и встегнуться в них можно только с одной стороны. Это сугубо шоссейные педали.


    Контактные односторонние с платформой

    Это наиболее универсальные педали. С одной стороны они имеют площадку обычной педали, с другой - это односторонняя маунтинбайковская педаль. Именно это и делает подобные педали очень универсальными. Кататься с ними можно и в кроссовках, и в специальной контактной обуви. В продаже они представлены как туристические.

    Контактные двухсторонние элементы

    Настоящий вид велосипедных аксессуаров выполнен в виде контактной платформы с небольшой рамкой для закрепления шипа. Рамка есть на обеих сторонах площадки. Подобная конструкция может быть полезна в момент соревнований, когда нет большого количества времени на переворачивание площадок нужной стороной. Фиксаторы с каждой стороны выполнены как независимые механизмы, и, если один выходит из строя - второй остаётся действующим. Подобные элементы активно используются в маунтинбайкинге.

    Контактные шарниры с дополнительной опорой

    Маунтинбайковские контакты - как односторонние, так и двусторонние - имеют дополнительно увеличенную площадку для устойчивой постановки и фиксации ноги. Они имеют широкое применение в туристических поездках и горных экстремальных прогулках. При этом лучше всего использовать специфическую обувь с мягкой подошвой. Такой вид аксессуаров используется также и при горных скоростных спусках на велосипедах.

    Туклипсы

    Как говорилось ранее, это отдельный вид педалей, представленных в виде платформы со специальным стременем для фиксации носка, а также с ремнём, стягивающим стопу и педаль.

    Классификация по положению шипа

    Шип расположен в подошве ботинка

    Это одна из наиболее распространённых конструкций, когда рамка имеет специальный механизм, фиксирующий шип на подошве. Этот так называемый шип вкручивается в подошву и представляет собой своеобразный болт.

    Шип расположен на самой платформе

    Сегодня существуют и такие модели, однако их абсолютное меньшинство. Их конструкция обратна конструкции платформы с шипом на ботинке. Применяются подобные модели в шоссейных велогонках и выпускаются только считаным количеством фирм-производителей.

    Классификация по качеству фиксации

    Жёсткая фиксация (fixed)

    После застёгивания ботинка полностью отсутствует люфт и какие-то лишние свободные движения. Подобное крепление используется в шоссейных гонках.

    Свободная фиксация (float)

    После закрепления ноги можно совершать некоторые движения по разным направлениям. Двигать можно не только взад-вперёд, но ещё и немного по сторонам.


    Подведём итоги

    Велоспорт в последнее время становится всё более популярным не только среди спортсменов, но и среди любителей. Множество народу катается для своего удовольствия и здоровья на велосипедах, кто-то совершает вылазки целыми семьями, кто-то выезжает на пикники и рыбалку. В любом случае, независимо от цели поездки, нужно уметь правильно подобрать и обувь, и тем более педали. Благо на сегодняшний день их моделей предостаточно.