Что такое випассана? Випассана – древнее таинство, лечащее тело и душу.

Что такое випассана? Випассана – древнее таинство, лечащее тело и душу.
Что такое випассана? Випассана – древнее таинство, лечащее тело и душу.

Духовное самоочищение зародилось еще в древней Индии, но его и по сей день активно практикуют совершенно разные люди по всему миру.

Самой давней практикой является медитация випассана, она очень популярна и ныне, ведь подходит всем, даже тем людям, которые очень далеки от религии буддизма.

Благодаря этой мудрой технике вы сможете легко научиться жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром, быть счастливым.

Дословно название этой практики переводится как «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», а главная задача ее – очистить человеческий ум от негатива, от зла и загрязнений, чтобы обрести духовную свободу. Медитация випассана – техника не сложная, однако требует определенных знаний и действий от человека.

  • Действие випассана направлено на то, чтобы избавлять людей от страданий;
  • Практика дает возможность жить с ощущением легкости, счастья и гармонии;
  • Медитация випассана полностью очищает человека от всех плохих эмоций и переживаний;
  • Эта методика никоим образом не привязана к религии, потому подходит всем;
  • Медитация позволяет в корне изменить свою жизнь, обрести духовный покой.

Основные цели и задачи медитации випассана

Практика была несправедливо утрачена и забыта древним народом, однако сам великий Будда вернул ее людям в 500-х годах до н.э. Каким же образом она помогает избавлять человеческие души от страданий и моральных мук? Дело в том, что духовная практика учит реагировать правильно на события в нашей жизни, как положительные, так и отрицательные, чтобы сохранять необходимый баланс. Медитация випассана помогает устранить три главные первопричины человеческих бед:

  1. неведение;
  2. отвращение;
  3. влечение.

Традиционно, эта духовная практика самоочищения длится ровно 10 дней, на протяжении которых вы помогаете себе совершенствоваться, постигать тайные истины, просветляться духовно и, как итог, обретать долгожданное умиротворение.

Современные последователи и учителя практики випассана утверждают, что проводить ее следует в уединении, относиться к каждому новому дню техники серьезно, но не воспринимать ее как панацею от всех земных бед. Медитация випассана способна излечить и физическое тело (ведь духовный и материальный мир всегда тесно связаны между собой, очищение тонких сфер неизбежно отражается и на нашем общем самочувствии), однако важно понимать, что должный эффект следует ожидать лишь после правильной, продуктивной работы на протяжении всех 10 дней практики.

Помните о том, что любая духовная практика – это всего лишь ваш путеводитель, наставник или некий инструктор, который помогает направить вас к необходимым мыслям, действиям и выводам, дает важные для самосовершенствования знания. Однако работать над собой придется вам самим, и лишь от вас будет зависеть финальный итог. Нельзя ожидать духовного очищения и просветления, если за 10 дней практики вы не соблюдали всех необходимых предписаний.

Медитация випассана: техника и предписания

В силу того, что духовная практика имеет множество тонких нюансов, знаний и наставлений, в одиночестве ее выполнять будет очень затруднительно. Потому мудрые последователи Будды помогают современному человечеству и направляют новых учеников к верному пути. Ныне медитация випассана преподается для всех желающих, а учитель помогает соблюдать важные правила, удерживает мысли практика в правильном направлении на протяжении всех 10 дней. Практика состоит из трех своеобразных курсов, выполнять которые следует поэтапно:

  1. В первую очередь вы должны узнать и выучить все предписания, чтобы неукоснительно выполнять их. Без этих разумных ограничений невозможно сконцентрироваться на своем тонком мире и энергетических вибрациях, потому как материальные ощущения будут отвлекать разум.
  2. Затем учитель предлагает дыхательную технику (это специальная методика, которая фокусирует все ваше внимание на воздушном потоке, на его циркуляции вокруг вашего тела и в нем самом). Такой прием помогает отсечь все лишнее, заставить человеческий ум полностью очиститься от любых ненужных чувств, ощущений, мыслей. Благодаря этому этапу будет проще сконцентрироваться, сделать свой дух восприимчивым для дальнейших учений, максимально точно донести до своего разума новые знания.
  3. Завершающий этап – это концентрация на ощущениях своего физического тела, на материальных чувствах, чтобы овладеть техникой отсечения. Заставьте себя ясно осознать, что все эти чувства совершенно не значащие, не важные, научитесь полностью игнорировать их. В десятый же, самый последний день медитации випассана, вы начинаете концентрироваться на чакрах любви, доброты и понимания. Заполняете этими положительными вибрациями свое самосознание, чтобы они могли оказывать эффект и на других людей, позитивно влияли на окружающий мир.

Предписания для медитации випассана

На протяжении всего курса, всех 10 дней медитации и практики, вы следуете указаниям своего духовного наставника, придерживаетесь ограничений, не нарушаете запреты.

Выше уже упоминалось, как неразрывно связаны два мира – материальный и энергетический, тонкий мир нашей души. Если тревожащие чувства первого мира преобладают в нашем сознании, то глубоко проникнуть в мир духовный будет невозможно. Поэтому медитация випассана начинается именно с того, что берет под контроль физическое тело и животное начало, не дает этому помешать духовному просветлению. Для гармоничной практики необходимо:

  • Воздержаться от убийства любых живых существ;
  • Воздержаться от плотских утех и любых половых контактов;
  • Воздержаться от воровства и подобных злодеяний;
  • Воздержаться от принятия веществ, опьяняющих рассудок (алкоголя, наркотических средств и пр.)
  • Воздержаться от лжи.

Учитель посоветует вам приостановить любые религиозные начинания на время медитации випассана, не придерживаться поста, не молиться и не совершать прочих подобных деяний. Это необходимо для того, чтобы ничего более не отвлекало вас, чтобы вы целиком и полностью погрузились в практику. После окончания курса медитации випассана вы сможете сразу вернуться к прежнему образу жизни.

Супругам на время практики следует спать в разных кроватях, чтобы не тревожить друг друга отвлекающими плотскими мыслями. Медитация предполагает полное разделение полов, а также уединение на протяжении 10 дней курса, потому лучше исключить любые физические контакты с людьми. Следует подумать и о новом месте для сна: мудрецы этой методики советуют спать на низком, твердом ложе.

Чего стоит ожидать после удачной медитации випассана

Уже на десятый день курса вы начинаете ощущать благоприятные перемены в своей жизни. Тревоги и страхи, беспокоящие и отравляющие ваш ум ранее, уменьшаются и исчезают, а вместо них внутри разливается чувство покоя, благодатной тишины, умиротворения.

Человек спокойнее реагирует на неприятности и жизненные неурядицы, легко переносит неудачи, они не способны его сломить или лишить сил. Каждый день не покидает ощущение тихого счастья, невесомости в мыслях. Вы буквально расцветаете! Медитация випассана отзывы имеет настолько впечатляющие, что круг ее приверженцев и число новых учеников растет год от года.

Медитация випассана – это духовная практика, которую следует периодически повторять. Это помогает сохранять чистоту ума, избавляться от негативных переживаний прошлого опыта. Возвращайтесь к практике через определенное время, чтобы поддерживать качество своей духовной жизни на высоком уровне, повышать свою моральную стойкость.

Кроме того, после курса випассана человек начинает излучать духовный свет, он способен одаривать своим добром и теплыми вибрациями других людей, улучшать окружающий мир, способствовать наполнению его любовью, чистотой и миром. Вы начинаете жить не просто лучше, но и на благо мира!

Про випассану (которая, кстати, во многих странах успешно проводится в тюрьмах) еще говорят «отсидеть». Почему за освобождением нужно отправляться в конц­лагерь? И верно ли идти к избавлению от душевных и телесных мук путем насильственного страдания?

Только так — свидетельствуют 25 веков канонической традиции - можно получить опыт монашеской жизни, встретиться с самим собой и достичь тишины на уровне ума. Освобождение от застарелых болезней, зависимостей, прилив энергии, похудение, нормализация физиологических ритмов организма - не цель, но следствие практики.

ЧТО ТАКОЕ ВИПАССАНА

Это древняя техника, которая была известна в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. Ее основные идеи были описаны еще в Ведах. Затем, в VI веке до нашей эры, ее вновь открыл Гаутама Будда.

В суттах Палийского канона Будда и его ученики употребляют словосочетание «випассана-бхавана», что значит «развитие видения-как-есть». Те, кто занимается таким развитием, должны прийти к осознанию непостоянства (аничча), неудовлетворительности (дуккха) и безличности (анатта) явлений опыта (дхамма). Такая практика должна привести к растождествлению с элементами опыта и таким образом устранить предпосылку для появления психологического, а затем и физического страдания. Випассана-бхавана в Палийском каноне - одно из двух основных направлений развития медитации наряду с саматха-бхавана, развитием спокойствия, собранности и сосредоточения. Жесткость курсов, ставящая осознанное восприятие в экстремальные условия, позволяет использовать все ресурсы осознания на полную мощность и приводит к сильнейшему медитативному опыту в кратчайшие сроки.

На данный момент випассаной чаще всего называют методики медитации, преподававшиеся Махаси Саядо и Сатья Нараяном Гоенкой. В Индии, а также в России и на Украине большую популярность приобрели 10-дневные курсы випассаны по Гоенке, в то время как в традиционно буддистских странах – Таиланде, Мьянме и Шри-Ланке – чаще можно встретить випассану по Махаси Саядо. Внешнее отличие последней школы в том, что медитация практикуется одинаковое количество времени сидя и при ходьбе.

Череда запретов

Опыт випассаны в первую очередь складывается из череды запретов. Монах (а в данном случае и ученик, решивший пройти випассану) живет подаянием (практика проводится на благотворительные взносы студентов предыдущих курсов), ему ничего не принад­лежит, кроме одежды, он поднимается в 4 утра с ударами гонга и медитирует до 21:30 в общем зале или в келье с двумя часовыми перерывами. Он не ест мяса и не принимает пищу после 12 дня (веган­ское питание - разнообразное, изобильное и очень вкусное: на кухне работают служащие из числа старых студентов). В качестве послабления для новичков (так называемых «новых студентов») дают один фрукт и чай с молоком на полдник. В корпусах всегда стоят чайники с отварами трав - успокоительным, слабительным, желудочным, почечным, грудным сбором. От неподвижного сидения, хоть и с короткими перерывами на разминку и отдых, часто обостряются хронические болезни, случаются бессонница и запоры. Все это предлагается считать частью практики, однако некоторые покидают курс из-за проблем со здоровьем, а кто-то не выдерживает психологически - в среднем беглецов около пяти человек на курс. Их отпускают только после беседы с помощником учителя (моя первая соседка сбежала ночью, тайно, в моих джинсах). Если спустя годы они решаются вновь пройти курс, их несколько раз испытывают отказом, укрепляя намерение.

Говорить о наболевшем можно только с менеджерами (практиками с большим опытом ретритов). Они тактично и с большим участием решают бытовые вопросы (даже специально ездили в ближайший город мне за лекарством). Они же выступают переводчиками в беседах с помощником учителя (обычно это прошедшие специальное обучение в медитационных центрах этой традиции европейцы или индусы, владеющие английским), следят за дисциплиной и режимом. Если вы откровенно отлыниваете в часы медитаций в комнате - качаетесь на качелях на улице или просто спите, - вас мягко вернут к практике. С их помощью можно сделать внушение соседу, если он слишком хорошо пахнет или хомячит под одеялом колбасу, что мешает вам сосредоточиться. Кстати, через пару дней, когда обостряются все органы восприятия, начинаешь ценить и обет молчания, и простоту еды, и запреты на парфюмерию, афродизиаки, отвлекающие внимание окружающих от практики. Молиться и выполнять асаны тоже запрещено. Помогать служащим готовить и мыть полы нельзя - это не ваша обязанность. В общем, создана ситуация, при которой нашему беспокойному уму совершенно не за что зацепиться и он обречен на глубокое погружение в себя. На самом деле именно это и является причиной, делающей випассану для многих невыносимой: и правда очень непросто так долго оставаться наедине с самим собой.

10 дней тишины

Именно эта техника, как вещает в своих медитационных центрах по всему миру Гоенка (успешный бизнесмен, однажды избавившийся с помощью этой случайно обнаруженной им в Бирме древней техники от мучительной мигрени), привела Гаутаму Будду к просветлению. Випассана заявлена как не относящаяся ни к одной из религий, но путь ученика випассаны вполне по-буддистски начинается с поисков прибежища в истине - это шила (нравственность), самадхи (покой ума) и панья (интуитивная мудрость). По прибытии на курс студенты заполняют анкету (хрониче­ские болезни, принимаемые медикаменты, нет ли проблем с психикой, каковы отношения в семье, был ли наркотический, целительский, эзотериче­ский опыт). В ней же все обещают не ступать ни шага за территорию семинара до конца 10-го дня и следовать требованиям нравст­венного поведения: не убивать, не воровать, не лгать, отказаться от интоксикантов и любой сексуальной активности. После заселения в четырехместную комнату студент получает номер своего места в зале. Это место - один метр с полосатым ковриком.

Волевой порог

Вечером первого (на самом деле «нулевого») дня все повторяют мантру на языке пали - формальную просьбу научить медитации Анапана. Эта простая с виду медитация продолжается три дня - учеников просят следить за дыханием и ощущениями с посте­пенным сужением участка наблюдения до треугольника под носом. По идее, так достигается самадхи - острота ума, способность концентрироваться на ощущениях тела. Но поначалу не выдерживаешь и минуты, чтобы не отвлечься на игры разума. Про эту борьбу за право быть в центре собственного внимания потом хорошо сказала моя соседка: «Твое левое полушарие идет войной на правое, а ты вроде не при делах - наблюдаешь за дыханием». Перед каждым заходом на час-полтора медитации голос Гоенки на англий­ском с жутким индийским акцентом озвучивает все инструкции, а следом мягким женским голосом идет русский перевод.

На экране

На четвертый день дается сама техника випассана - перемещение участка внимания по всему телу. Развитие уравновешенности и осознанности путем наблюдения за ощущениями во всем теле и, как следствие, понимание закона их непостоянства, иллюзорности (аничча) - это способ достичь интуитивной мудрости. Смысл техники - в наблюдении единственно объективной реально­сти - реальности своего тела.

Перемещение внимания, по идее, должно становиться непрерывным потоком тонких, то есть приятных ощущений. А грубые ощущения - боль, неудобство, онемевшие ноги и негнущаяся спина - уходят, потому что ты не придаешь им значения. Но и собст­венное эфирное тело из светящихся частиц, и внутреннее видение чакр, и все волшебство, которое может принести свободный поток энергии («продвинутым» предлагается направлять его вглубь тела, прощупывая позвоночник), - лишь ощущения, которые появляются, чтобы потом исчезнуть. Потому что все пройдет, ведь закон природы - непостоянство, аничча.

О СВЯЗИ ЙОГИ И ВИПАССАНЫ

Илья Журавлев, инструктор московского центра «Йога 108»:

«Осознанность и наблюдение ощущений без неприятия или привязанности к ним часто рекомендовал поддерживать во время выполнения асаны мой первый учитель. Позже, обучаясь в Индии у других мастеров, я встречал похожий подход. Наверное, это обычное дело для культур, где широко известна медитация. Но у нас встречается, что практикуют асаны в резком, «спортивном» стиле. Тогда исчезает текучесть, энергия движется негармонично. Встречается и «зависание» на ощущениях, желание «поймать кайф» либо, наоборот, паническая боязнь неприятных ощущений и дискомфорта. Думаю, что опыт випассаны может помочь исправить подобные препятствия в практике йоги. И всем искренне посоветую: «прочитать» и «попробовать дома» – это совсем не то. Не стройте иллюзий – вы никогда не сможете, живя в социуме, воссоздать режим интенсивного ретрита».

Тайна третьей планеты Випассана базируется на тезисе о том, что структура психики состоит из сознания, восприятия, ощущения и реакции на ощущения. Отзываясь на внешние впечатления - будь то приятная еда, победа футбольной команды, предательство близкого человека, - мы создаем определенные «зарубки», так называемые санкары влечения и отвращения. И со временем мы начинаем бессознательно реагировать на уровне этих программ, мы становимся заложниками санкар и всю жизнь по­ступаем механистически, гонимся за удовольствиями и избегаем страданий, наступая на одни и те же грабли. Не прожитая нами боль остается в сердце занозой (а в теле - мышечным блоком), нереализованные намерения - иллюзиями. Смысл техники - в «зачистке» личной чувственной истории. Когда ум спокоен, он не создает новых санкар, и со дна сознания начинают подниматься старые. Их точный образ - зеркальные цветы в «Тайне третьей планеты», которые «отслаивали» увиденное в обратной хронологии.

Сидение по мукам

Не реагировать на физические ощущения учит медитация Аддитана (твердого намерения, с которым Будда сел под дерево медитировать в ночь своего просветления: «Я не встану с этого места и не изменю позы до тех пор, пока не узнаю причину страдания»). Начиная с четвертого дня в течение трех часовых медитаций придется прекратить попытки поменять позу каждые пять минут, устраиваясь поудобнее в своих гнездах из подушек-спальников-валиков-скамеечек, и сидеть с закрытыми глазами неподвижно. Как бы ни горела поясница и ни чесалось за ухом, стоит перетерпеть - и обнаружить в себе новые, неисследованные пределы. Не будьте наивны: хоть тысячелетняя история Хатха-йоги и указывает нам четыре позы, в которых можно подолгу сидеть с прямой спиной (Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, Ваджрасана), сколько ни ерзай, самой удобной наверняка окажется «недолотос» на подушке (судя по его популярности в зале и моему опыту). Вообще для новых студентов випассана становится в первую очередь практикой этих четырех асан. И именно в долгожданный миг звучания финальной мантры приходит окончательное - на уровне тела! - понимание того, каким образом наши эмоции превращаются в мышечные блоки, как наши физические и ментальные тела непрерывно создают друг друга. Мне кажется точным наблюдение одной студентки: «Практикуя випассану, вы выполняете лишь одну сидячую позу, но значительные отрезки времени. Лично мое состояние менялось от эйфории до глубокой депрессии, но в итоге ум успокоился. Как будто я нашла ту умст­венную мышцу, которую можно втянуть, чтобы достичь нужного результата».

В новой жизни

На 10-й день после обучения новой технике Метта-бхавана, завершающей медитации, которая посылает любовь и сострадание всем живым существам, заканчиваются молчание и половая сегрегация, хотя все «нельзя» еще в силе. Стоит хоть раз посетить випассану, чтобы после девяти с половиной дней далекой внутренней эмиграции побывать на этом пиру, узнать цену каждого слова, увидеть внутренним взором, как души - уже родные, но еще незнакомые - буквально раскрываются навстречу друг другу. После завершения первой випассаны я была не в силах оторвать глаз от юной пары: они не могли даже обняться после 10-дневной разлуки, он едва прикасался к ее запястью, по ее лицу текли слезы. Эквивалентом абсолютной, необусловленной любви в этот день становится все: воздух, природа, еда, рассказы однокурсников о пережитом, слова, визитки, телефоны, звонки домой с покаяниями и признаниями, запись на уборку территории… Потребность радоваться и отдавать безгранична (ведь теперь твоя жизнь наконец-то изменится!) - так что берите с собой на випассану ровно столько денег, сколько хотите пожертвовать.

СТУДЕНТЫ КУРСОВ - О ПЕРЕЖИТОМ

«Я не перестала желать красивых вещей, новой машины и счастья в личной жизни, но думаю об этом спокойно, без надрыва».

«Улучшил зрение на полдиоптрии, существенно выпрямил спину, похудел на три кило и, видимо, хорошо поправил желудок. Вернулся с массой энергии и как будто бы гораздо более уравновешенный, чем был».

«Впервые почувствовала внутренний покой - и поняла, чем он отличается от состояний «плохо», «хорошо» и «все равно».

«Из-за отсутствия «айпода», с которым я последний год сплю, сны стали глубокими и более яркими».

«В этом состоянии раскрывается сердце и уходит страх боли. После года непрерывной практики (между двумя курсами випассаны) я сижу и ощущаю себя рождественской елкой с переливающимися огнями на поверхности и почти остановившимся временем внутри».

«Випассана позволяет открыть вторую половину мира. В современном социуме нет практики наблюдения за собой и погружения внутрь. Все задачи, вся жизнь, все мечты и устремления нацелены на внешнее - куда нам до внутреннего».

Адаптоген

Жизнь действительно изменится: будет непросто адаптироваться к большому городу, к работе и транспорту, доказывать в ответ на подколки друзей, что «это не секта». Потом покажется, что от честно высиженного равновесия не осталось и следа, что уже не отмахнуться от неровностей судьбы словом «аничча». Но вы уже никогда не будете прежним. В моей жизни случилось так, что страдания, от которых я бежала на випассану, не исчезли, а усугубились, и дошло до того, что противники випассаны называют диссоциацией личности, - отстраненности ума от реакции на внешний мир. И если бы не странное безразличие к тому, что недавно доводило до слез, я бы никогда не опустила руки, не уволилась бы с работы, не приняла бы свою депрессию, не решилась бы пройти курс психотерапии, не сменила бы профессию, не приложила бы усилия, чтобы захотеть быть счастливой не так, как мечталось, а как-то иначе, не укрепилась бы в практике, не переоценила бы отношение к людям, не увидела бы свою чудовищную гордыню и свои иллюзии. Все, что нужно было мне тогда, - это сдаться. И випассана, с которой я изначально сражалась до победного «на слабо», с полными карманами украденных с завтрака пряников и с ожиданием подвоха в душе, все-таки обманула. Не когда я поливала крашеный пол спортзала не выплаканными в школе слезами; не когда под конец особенно мучительной Аддитаны устала страдать, и меня резко ударил в межбровье прилетевший изнутри пылающий огненный шар, и все мое существо втянулось в него, как измерительный метр в рулетку, и стало падать в пропасть вдоль позвоночника (тело оставалось непо­движным!); и не когда в невыносимой ситуации открывалось такое терпение, что я себя не узнавала. Она обманула меня, когда я приехала на второй ретрит, оказавшийся совсем иным. Никаких мультфильмов мой внутренний телевизор не показал, мне просто дали зеркало - сколько уже пройдено, и опять я в самом начале пути.

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ЭКСПЕРТУ: АЛЕКСАНДР АДУШКИН

Соучредитель Российского фонда випассаны, психотерапевт, тренер, директор проекта «Институт осознанности» (Москва)

Чем отличается випассана Гоенки от випассаны, практикуемой в других традициях буддизма?

Во-первых, структурой ретритов. Во-вторых, формой преподавания – курс записан на электронные носители информации. В-третьих, практика адаптирована под мышление западного человека: тонкости объясняются с помощью аутентичных фразеологических оборотов, присущих языку страны, в которой проводится випассана. В отличие от других школ, випассана по Гоенке популяризирует только медитацию в положении сидя, где на начальных стадиях за основу взято исключительно наблюдение за ощущениями в теле.

Невзирая на то, что в других школах випассаны продолжительность, интенсивность и объекты созерцания могут быть иными, суть медитации остается неизменной: беспристрастное наблюдение за феноменами, к которым относятся ощущения в теле и объекты ума. Все это неизбежно приводит к развитию однонаправленного внимания, формирует уравновешенность, необусловленность сознания, обнаруживает «пустотность» (бессубстанциональность) всех феноменов и того, что мы называем «Я». И, что самое главное, ведет к прекращению страдания.

Существует ли критика випассаны Гоенки в современном мире?

Широко известна критика Ошо, о которой можно почитать в интернете. Также можно отнести к критике пренебрежительное отношению к випассане некоторых современных западных последователей Махаяны, Ваджраяны и Дзогчена. В этих направлениях буддизма считается, что путь випассаны – это путь отречения для людей со средними способностями, в то время как практикующие Махаяну, Ваджраяну и Дзогчен – это люди с высшими способностями, и поэтому випассана им ни к чему.

На мой взгляд, такой точки зрения придерживаются в основном люди недалекие, не имеющие реального опыта самонаблюдения, без которого невозможна практика более высоких уровней по­священности. Спор на тему «чья практика лучше» в буддизме представляет из себя пустую трату времени, поскольку любой опыт, ведущий к выс­шему совершенству и просветлению, является совершенным.

Была ли техника випассаны утеряна?

На лекциях Гоенка рассказывает о том, что випассана была утрачена и сохранилась лишь в Бирме, где из поколения в поколение передавалась от учителя к ученику в своей первозданной чистоте. Гоенка утверждает, что именно благодаря сокрытости випассана и сохранила свою эффективность, потому что не была испорчена современными трактовками. Поскольку я сам лично не присутст­вовал при передаче техники Буддой своим ученикам (с тех пор, если верить источникам, прошло более 2600 лет), то не могу ответить на этот вопрос со всей достоверностью. Однако известно, что монастыри, в которых практикуется випассана, разбросаны по всему миру. В числе стран – Лаос, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам. И существование некоторых из них насчитывает не одну сотню лет. А вот действительно ли там на протяжении всех этих столетий практика оставалась живым учением, а не слепым следованием традиции, – это уже другой вопрос.

Опасна ли випассана для душевного здоровья практикующего?

На сегодняшний день випассана является одной из самых сильных, полезных, эффективных и в то же время достаточно безопасных практик «саморегуляции». Но это только при условии, что студент действительно заинтересован в практике, выполняет ин­струкции учителя, не занимается самодеятельностью, не нарушает дисциплину во время ретрита. Тут важна мотивация. А если человек приехал только потому, что «нынче модно ездить на випассану», то он не извлечет из этого опыта никакой пользы.

Могу сказать, что позитивные результаты даже от одного 10-дневного ретрита проявляются сразу, и они настолько ошеломляющи, что не могут быть не замечены окружающими. Навык по осознанию своих реакций, сформировавшийся во время прохождения курса випассаны, остается с человеком навсегда, хоть и требует регулярной поддерживающей практики в течение жизни. Как, впрочем, и белизна зубов требует каждое утро и вечер использования зубной щетки и пасты.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

www.ru.dhamma.org – официальный сайт российского общества випассаны, где можно подать заявку на прохождение курса

www.dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm – учебник техники Махаси Саядо

unreadable.name/vipassana-critique-rus.html – познавательная научная статья с критикой техники Гоенки от практика

esoteric.kiev.ua/osho/vipassana.html – Ошо о випассане и критике Гоенки

lordaphex.livejournal.com/86602.html – поразительной откровенности рассказ о випассане целителя-экстрасенса

«випассана>

В Европе, России и странах СНГ в последнее время открылось много центров, посвященных обучению и изучению методике випассаны. Все неизвестное и новое вполне ожидаемо вызывает у нас опасения: а не является ли это модное учение, сулящее открытие третьего глаза, какой-то авторитарной организацией, нацеленной исключительно на вытягивание денег у своих клиентов? Хотим вас заверить: випассана в ее первозданном значении и существовании – это древняя духовная практика, которая, помогая погрузиться в особое медитативное состояние, направленное на познание своего «Я», способствует достижению просветления.

Випассана: история возникновения методики

Випасана (випашьяна) переводится с санскрита как «видение как есть», «медитация прозрения». Випассаной называют и методику развития личности при помощи буддийской медитации, и отдельные направления этой медитации. Это одна из самых древних техник медитации. Считается, что эта духовная практика зародилась в Индии, а около 2500 лет назад была изучена Буддой Гаутамой, который обучил этой медитации своих учеников.

Согласно учению Будды, это учение является Искусством жизни, путем к обретению гармонии и здоровью. По сути, эта практика направлена на очищение ума и приобретения высшего счастья – свободы сознания. И именно через освобождения ума происходит не просто лечение, а полное исцеление всех болезней, как душевных, так и физических. Изначально Будда и его ученики употребляли словосочетание «випассана-бхавана». Человек, практикующий эту методику, постепенно должен принять непостоянство, неудовлетворенность и безличность опыта. Постепенно это принятие должно устранить предпосылки психологического и физического страдания, связанного с опытом жизни. Эта методика спокойствия со временем приобретала новые направления и подходы. На тибетский «випашьяна» перевели как «божественное видение» – «лха-тонг». Существует несколько направлений випассаны в тибетском буддизме, но в основном они все занимаются распознаванием пустотности мира и ума. Основные изменения в методику были внесены буддийскими монахами в XIX веке. А сегодня випассаной называют практику, которую преподавали Махаси Саядо и Сатья Гоенка.

Виды практики випассаны

Випасана по Сатье Гоенке

В России и странах СНГ особой популярностью пользуется десятидневная методика по Гоенке. Эти курсы випассаны направлены на:

  • обучение практике нравственности,
  • наблюдение за дыханием в районе верхней губы и ноздрей,
  • беспристрастное наблюдение за своим телом и его ощущениями,
  • развитие и раскрытие доброжелательности.

Курсы по Гоенке включают ежедневную 10-часовую медитацию и вечерние лекции, на которых учитель объясняет нюансы практики и отвечает на вопросы. Цель этих курсов –освобождение санскары, развитие щедрости, энергичности, честности, уравновешенности, доброты, самоотречения, нравственности. Освобождение памяти подразумевает уничтожение неверных, острых реакций на события, вызванных предыдущим опытом. Обучение не ограничивается 10 днями. Все желающие могут пройти дополнительный трехдневный курс или получить доступ к более длительному обучению, которое может длиться до 60 дней.

Випассана по Махаси Саядо

В Таиланде и Шри-Ланке чаще встречается методика по Саядо. Особенностью этой практики является то, что медиативное состояние достигается не только в положении сидя, но и при ходьбе. Практика проходит практически круглые сутки, но не приносит особого физического утомления и напряжения за счет чередования неподвижности и движения. Практик работает с осознанием, ведя круглосуточное наблюдение за своими ощущениями и реакциями. Этот курс подразумевает достаточно строгий подход. Человек, погруженный в медитативное состояние, должен испытать шестнадцать осознаний «випассана-няна», касающихся его самого и внешнего мира.

Випассана зародилась в Индии, а затем была изучена Буддой Гаутамой,
который обучил этой медитации своих учеников

Особенности и практика випассаны

Эта медитация помогает трансформироваться личности путем самонаблюдения. Основная идея этой практики – глубокая связь ума и тела, согласно которой все душевные страдания приводят к физическому недомоганию и боли. Во время этой медитации необходимо полное сосредоточение на физических ощущениях (то есть жизни тела) и состоянии ума. Это исследование себя помогает добраться до общих истоков тела и ума, а значит, убрать ментальные загрязнения и обрести уравновешенность, любовь и сострадание. Это путешествие в себя помогает увидеть скрытые процессы: как и почему происходит деградация или развитие личности, механизм увеличения страдания. Человек, который познал эти тонкие механизмы, может избавиться даже от неосознанных заблуждений, находит покой. При этом очень проста, ее может освоить даже ребенок. Дети даже легче выполняют эту практику, так как их сознание меньше загрязнено негативным опытом и суетными мыслями. Существует несколько способов освоить випассану самостоятельно.

Способы освоения випассаны самостоятельно

1. Осознание движения и мыслей

Этот способ подразумевает обучение осознанию собственных действий. Любое движение должно быть осознано вами. Вы должны четко понимать, что ваша рука двигается по вашей воле, вы идете по улице согласно собственному решению. Может показаться, что этот способ несколько наивен. Напротив, часто ли вы задумывались, почему вы откинули с лица прядь волос или поправили воротник рубашки? Эти все действия обычно производятся машинально, но именно от механики действия нужно уйти.

Отныне каждое ваше действие вы должны осознавать, четко зная, что руки или ноги двигаются только по вашей воле, без автоматизма. Эта практика направлена на отказ от бессознательных действий. Следите за собой, когда пережевываете пищу, принимаете ванну, поправляете одежду. Освоив наблюдение и осознание тела, переходите к осознанию своего ума. Наблюдайте за каждой своей мыслью, чувством. Не надо расценивать эмоции и мысли, не надо вовлекаться. Просто наблюдайте за своим разумом. Постепенно вы пройдете три шага: осознание тела, осознание ума, осознание настроения. Выйдя из медитативного состояния, вы будете лучше понимать механизм своей психологии и организма.

2. Осознание дыхания

В этом варианте ваше наблюдение будет вестись за животом. Ведь при дыхании живот опускается и поднимается, и именно на животе расположен пупок – жизненный источник, через который ребенок соединен с матерью. Движение живота напрямую связано с жизненной силой, на вдохе сила прибавляются, а на выдохе опускается вместе с животом. Когда вы полностью осознаете движение живота, эмоции утихнут, а ум замолчит. Этот способ легче дается женщинам, особенно рожавшим. Ведь все женщины внимательно следят за своим животом: во время месячных, во время беременности, оценивая свою красоту и подтянутость силуэта.

3. Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда воздух входит в ваше тело, а затем выходит. На вдохе ноздри ощущают приятную прохладу, а на выдохе верхняя губа согревается. Этот способ легче дается мужчинам, им проще сконцентрироваться на дыхании, чем на животе. Проблема в том, что большинство мужчин плохо осознают свой живот и дышат, поднимая грудную клетку. Этот способ дыхания пришел из Европы, где стандартов красоты является широкая мужская грудь. А вот Японии люди от природы не развиты в плечах и не видят ничего страшного в выпирающем животе. Поэтому японским мужчинам одинаково легко дается второй и третий варианты випассаны. Эту культурную разницу можно проследить даже в изображении Будды: у индийского божества атлетические формы и плоский живот, а японская статуэтка отличается большим животом и узкой грудью. Поэтому европейским мужчинам проще дается именно осознание ноздрей.

Випассана помогает снять страдания и обрести собственное «Я»

Это три основных способа достичь особенного медитативного состояния випассаны. В принципе, их можно практиковать по отдельности, но лучше совмещать все три варианта, тогда эффективность духовной практики возрастет. Но помните, что эта методика требует концентрации, но не чрезмерных усилий. Для начала лучше освоить один способ, потом второй и, наконец, практиковать все три варианта одновременно.

Виды положений освоения випассаны

Випассана сидя

Вы можете осваивать технику сидя. Для этого примите удобную позу, в которой вы сможете просидеть 40 минут без ощущения дискомфорта. Но помните, что спины и головы должны быть прямыми. Закройте глаза и дышите спокойно в удобном для вас ритме. Постарайтесь избежать любых движений. Наблюдайте, движения живота в точке чуть выше пупка. Помните, что випассана, медитация этой методики предполагает не концентрацию, а наблюдение. Если какая-то мысль или предмет отвлекают вас, уделите этому должное внимание, а затем вернитесь к медитации.

Випассана при ходьбе

Это отдельное направление випассаны, цель которой – осознание ног, которые касаются земли. Ходить можно в парке или дома. Выберите приятный вам участок и начинайте практику. Ходить можно по кругу или по прямой, делая 15 шагов вперед и назад. Опустите глаза и смотрите на землю, которая впереди ваших нош. Наблюдайте, как ваши ноги поочередно касаются земли, как двигается ступня, наблюдайте за ощущением в ногах: как сгибается колено, как подошва попирает землю, как ступня поднимается в воздух. Если вас что-то отвлекает – устраните помеху и снова наблюдайте за ногами. Спустя какое-то время духовной практики вы достигните полной свободы, ощущения «я» растворится, ум умолкнет, а эмоции уйдут. Это и есть просветление. И ваша личность трансформируется, вместе с эго уйдут страхи, обиды, боль, алчность и другие пороки, но доброта и сострадания расцветут в вашей душе в полную силу.

Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», - одна из древнейших техник медитации , зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное лекарство от болезней, общих для всех - как Искусство жить.

Эта несектантская техника имеет целью полное искоренение загрязнений ума и, как результат, высшее счастье - полное освобождение. Ее задача - избавление людей от страданий. Не просто лечение болезней, а настоящее исцеление, результат обращения к сути проблем.

Випассана - это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат - уравновешенный ум, полный любви и сострадания.

Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.

Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Три способа выполнения випассаны

Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.

Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца . Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.

Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того, как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело . Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.

Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.

Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал большого живота очень стар; и, тем не менее, дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.

Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии!

Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму… а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.

Запомните: то, что проще, — правильнее.

Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.

Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.

Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.

Старый человек умер, пришел новый.

Как правильно сидеть, выполняя випассану

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.

Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.

Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.

Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

Вопросы и ответы

Почему возникает желание поехать на випассану?

Один из моментов, связанных с личным развитием, заключается в том, что на випассане вы столкнётесь со своими проблемами, с теми, на которые упрямо старались закрывать глаза. Возможность посмотреть на себя со стороны помогает уйти от определенных иллюзий.

Но не это является основным аспектом практики. Часто люди не могут поверить (на внутреннем уровне), что не первый раз живут на этой планете. И что вообще не первый раз живут.

Но желание поучаствовать в випассане появляется не просто так. Вас так или иначе тянуло и тянет к вещам, связанным с практикой, связанным с духовным развитием. И эта тяга образовалась не на пустом месте. Почему-то ваших сверстников интересовали абсолютно другие вещи. А для Вас - именно практика являлось маяком в этом туманном мире.

Ваша задача через погружение внутрь соприкоснуться с вашей глубинной сутью, с воспоминаниями собственных прошлых жизней. «Погружение» может помочь вам вспомнить себя, когда вы были практиком, вспомнить, что вы не одну жизнь стоите на этом пути.

Почему так важно получить тонкий опыт?

Одна из целей випассаны — получение тонкого опыта, например опыта вспоминания прошлых жизней. Почему это так важно? Все, о чем вы сейчас думаете и даже то, что вы сейчас делаете, вы забудете через несколько лет или даже раньше.

Окиньте взглядом свою жизнь. И честно ответьте на вопрос: что вы помните из того, что происходило пять, семь, десять лет назад? Скорее всего, практически ничего.

Если у вас получится выйти на уровень тонких опытов, то есть на тот уровень существования, который не связан с жизнью этого конкретного тела, на более глубинный уровень, то вы будете помнить это всю жизнь. И в пятьдесят, и в семьдесят лет, и в сто, если вы до них доживёте, вы будете помнить этот опыт. И это крайне важно.

Этот опыт поможет вам определяться с вашими жизненными целями, делать правильный выбор, находить мотивацию развиваться дальше, когда будет тяжело.

Как найти цель своей жизни?

Ваша цель в йоге станет большой, когда вы поймёте, что ваш путь в йоге не связан только с этой жизнью. Вы накапливаете опыт на протяжении тысячи и тысячи жизней. Випассана даёт возможность увидеть некую перспективу своих воплощений, и тогда вам станет проще ориентироваться и в этой, текущей жизни. Вы поймёте, что некоторые из тех целей, которые вы преследовали, и которые казались вам важными, на самом деле не столь значимы. А другие - те, что вы считали второстепенными, окажутся тем самым, ради чего вы сюда пришли.

Как оставить своих близких на целых десять дней?

Решаясь поехать на випассану, многие переживают за своих родных, близких. Ведь нужно оставить их на целых десять дней, и не будет даже возможности позвонить.

Поверьте, лучшее, что вы можете сделать для своих близких - это разобраться со своей кармой, потому что пока у человека есть негативная карма - он будет приносить страдания окружающему миру, и, в первую очередь, тем, кто находится рядом.

Если вы разберётесь со своими энергиями, со своими проблемами — это будет благословение для ваших близких, вы снимите с них ту кармическую нагрузку, которую сами же и создавали. Пусть возможность помочь тем, кто вам дорог, станет на випассане одним из мотивов, который поможет вам практиковать.

За счёт чего на випассане успокаивается ум?

Практика погружения основывается в первую очередь на том, чтобы убрать лишние раздражители. Все вещи, которые могут вас беспокоить или возбуждать, для этого мероприятия неприемлемы. Пять-десять минут каких-нибудь «вольностей» (например, просмотр нескольких страничек в социальных сетях) перечеркнут усилия нескольких часов, а то и дней. Вам придётся заново карабкаться вверх.

Вообще, все гаджеты лучше спрятать куда-нибудь подальше или перевести в режим самолета. Для чтения возьмите с собой «бумажные» книги, а для определения времени - часы. Они гораздо меньше будут отвлекать ваше внимание. Лучше настроиться на то, что в течение «Погружения» вы будете проживать максимально равномерную и однотонную жизнь, без всплесков.

Как относиться к методикам, предлагаемым на «Погружении в тишину»?

Лучше выполнять практику именно так, как рекомендует преподаватель, даже если вы знаете другие, более мощные и, на ваш взгляд, эффективные техники.

Можно закончить полные одиннадцать классов школы, а можно закончить одиннадцать первых классов, каждый раз убегая в новую школу, заканчивая снова и снова лишь первый.

В течение десяти дней у вас есть возможность осваивать определённую методику. Подойдет она вам или не понравится, даст плоды или нет - выводы об этом можно будет сделать лишь по окончании десяти дней, и при условии, что вы приложили усилия к освоению именно этой практики.

Собираясь на випассану, подумайте о том, что вы сами сейчас выбрали для себя именно технику «Погружение в тишину». Перечислите те доводы, основываясь на которых вы это сделали. Это поможет вам делать именно то, что говорит преподаватель.

Почему важно сидеть с прямой спиной?

Для нескольких первых випассан важная задача научиться сидеть с прямой спиной и погружаться внутрь, отключая те мысли, которые есть. Эти два аспекта тесно связаны между собой.

Прямая спина - это залог вашего прогресса в практике. Не сутультесь, у вас очень быстро начнёт ломить под лопатками. Пробуйте раскрывать плечи и опускать их слегка вниз.

Обращайте внимание на угол наклона корпуса - если вы будете наклоняться сильно вперёд, вас будет сильно клонить в сон, если отклонитесь назад, возникнет внутреннее возбуждение, будете погружаться в свои мысли, спокойствие не будет достигнуто.

Попробуйте найти вариант, когда макушка находится ровно над седалищными костями. Поначалу, когда тазобедренные суставы ещё не раскрыты, не стесняйтесь подкладывать пропсы, подушки. Гораздо важнее погрузиться в практику, аскезы проявятся самостоятельно, придут в должной мере.

Зачем нужно молчать?

Есть такое понятие, как тапас речи. Когда вы применяете к себе аскезу на уровне речи, ваша речь становится значимой и важной. Те, кто пробовал молчать какой-то период, замечают такой эффект: они начинают кому-то что-то рассказывать, а их слушают.

После окончания випассаны, люди, только что закончившие десятидневную практику, порой начинают сразу очень много болтать. Но когда они пережили этот этап, и им уже не хочется выболтать, всё, что они накопили, начинается следующий. К ним начинают приходить люди и задавать много вопросов.

Тапас речи даёт очень красивую и мелодичную речь. И это можно развивать. Если вы будете прикладывать усилия и брать на себя аскезу речи, вас будут просто слушать.

Прослушать аудиозапись с первого дня медитации vipassana

Сейчас стали популярны «обрезанные» системы хатха-йоги типа «фит-йоги», «йога-фитнесса» и т.п. Их внедрение оправдывают тем, что, мол, хатха-йога — это сильно сложно и громоздко — со всеми там очистительными практиками, ямами, ниямами… Мы, дескать, возьмем упражнения для здоровья и профилактики, а остальное нам ни к чему. Причем упражнения «берут» инструктора фитнеса, аэробики и прочих подобных дисциплин, под натиском наступающей со стороны Голливуда йоги несколько сдавших свои позиции в перечнях услуг модных фитнес-центров и клубов.

Следующим обязательным "гимнастическим" элементом, который должен присутствовать в любой тренировочной программе является, так называемая, скрутка. Стоит отметить, что помимо общеразвивающего эффекта, это упражнение обладает и хорошим терапевтическим потенциалом.

Асана нормализует циркуляцию крови в тазобедренных суставах и устраняет незначительные деформации в области таза и бедер. Она также избавляет от жесткости в крестцово-подвздошных сочленениях.

Медитация Випассана - это практика десятидневной аскезы. Во время этой духовной практики люди в течение десяти дней молчат, медитируют и воздерживаются от животной пищи. Поговорим подробнее о смысле и методике Випассаны.

Официальная информация

Обучением Випассане занимается специальный центр духовных практик. Для всех желающих участие полностью бесплатное, все расходы по организации компенсируются добровольными пожертвованиями тех, кто уже проходит курс.

Что такое Випассана:

  • одна из древнейших техник медитации, которая сформировалась в Индии ещё две с половиной тысячи лет назад;
  • считается универсальным средством от всех несчастий и проблем человека;
  • буквальный перевод - «искусство видеть реальность в истинном свете».

Как научиться Випассане:

  • Существуют специальные курсы, которые длятся десять дней. В этот период каждый участник под руководством опытных инструкторов осваивают духовные практики в нужном для них объёме
  • Медитация доступна как новичкам, так и «опытным пользователям», никакой предварительной подготовки и обучения не нужно
  • Чтобы поучаствовать, нужно найти расписание курсов Випассаны, записаться на них и дождаться того дня, когда вы сможете приступить к обучению

Где учат Випассане:

  • В России обучением всех желающих занимается духовный центр Дхамма Дуллабха. Курсы проходят несколько раз в год
  • На официальном сайте центра вы можете найти ближайший к вам город, где проводится практика
  • Записываться желательно заранее, потому что свободные места очень быстро разбирают желающие
  • За границей также есть международные центры

Финансирование:

  • Обучение проводится на безвозмездной основе. Проживание и пропитание - за счёт организаторов
  • Каждый, кто уже прошел курсы Випассаны, может сделать пожертвование, строго на добровольной основе. За счёт этих дотаций и осуществляется финансирование
  • Ни Учителя, ни их помощники оплаты не получают, они безвозмездно тратят свое время и делятся знаниями с участниками

Стоит отметить, что по поводу Випассаны очень нелицеприятно высказываются скептики. Дескать, это секта, и от вас потом потребуют денег. На самом деле всё совершенно не так. Если медитации, полное молчание и соблюдение аскезы окажутся тяжёлыми для вас, вы можете покинуть курсы в любой момент. А пожертвования участники делают исключительно добровольно.

Суть медитации

Прежде чем начинать заниматься духовными практиками, нужно понять, для чего вам это нужно, какого результата вы хотите добиться.

Суть, особенности и польза Випассаны заключаются в следующем:

  • Выучитесь видеть внутреннюю природу предметов, вещей, явлений, принимать их такими, какие они есть
  • Практикуете наблюдение за самим собой, что помогает осознать и принять свое внутренне «я», развить личность и обрести свободу мышления
  • Начинаете осознавать взаимосвязь между своим разумом, чувствами и физической оболочкой
  • Благодаря полной тишине и уединению вы можете полностью сфокусироваться на своих ощущениях и мыслях, достичь некого просветления и душевного равновесия

Считается, что Випассана - это настоящее путешествие по своему ментальному телу, полное осознание собственных потребностей, от низших к высшим. В результате достигается равновесие между умом и телом, вы наполняетесь любовью и состраданием к окружающим и миру в целом, получаете массу энергии и успокаиваете сознание.

Счастье и гармония - вот цель медитации Випассаны, в первую очередь.

А теперь поговорим о техниках, которые наиболее часто практикуют участники курсов:

  1. Первая техника - осознание. Оно заключается в следующем: в каждый момент своей жизни вы четко понимаете, что здесь и сейчас происходит с вашим телом и разумом. Учитесь задумываться над каждым движением и производить его осознанно. То же касается и работы мозга - вы тренируете контроль над мыслями
  2. Вторая техника - осознание дыхания. Вы учитесь дышать осознанно, следить за движениями живота во время выдохов и вдохов. Это помогает достичь медитативного состояния, полностью освободиться от эмоций и мыслей

Если у вас нет возможности посетить специальные курсы, вы можете попробовать практиковать медитацию Випассана самостоятельно. Эффект будет не настолько сильный, как после работы под руководством опытного Учителя, но некоторых результатов достичь можно.

Чтобы добиться хороших результатов, соблюдайте следующие рекомендации:

  • Выделите для медитации ровно 60 минут свободного времени. Делать это необходимо каждый день, без выходных и практиков. Чем регулярнее вы будете заниматься, чем меньше станете делать пропусков, тем скорее достигнете цели
  • Воздержитесь от сеанса медитации за час до отхода ко сну, также не следует выполнять практики на полный желудок
  • Обеспечьте себе удобное место, в котором медитировать вам будет максимально удобно и комфортно
  • Выберите комфортную позу, в которой вы сможете расслабиться и полностью сконцентрироваться на своих ощущениях. Глаза нужно держать закрытыми, а спину - ровной и прямой. Идеальная позиция - поза лотоса. Но если у вас плохая растяжка, в ней вы быстро устанете, поэтому можете медитировать просто сидя

В принципе, это всё, что требуется для сеанса медитации. Для удобства вы можете подложить под себя подушки или установить подставку для ног, чтобы обеспечить максимальный комфорт во время практики.

Важно понимать, что быстро результатов ждать не стоит. Духовное саморазвитие - это то, чем нужно заниматься упорно, постоянно и регулярно. Поэтому наберитесь терпения и практикуйтесь каждый день.