Что такое буквы и звуки? Консультация для родителей«Как обучают детей звуковому анализу слов.

Что такое буквы и звуки? Консультация для родителей«Как обучают детей звуковому анализу слов.

Введение

Каждый звук - кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
В звуках - вся моя квартира,
В звуках - тысячи квартир.
В звуках - улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю
В звуках - Он! Оно! Она!
Звуки в радости и в скуке,
Звуки - свет и звуки - тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день.
Сергей Олексяк

Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что, когда мы занимались с логопедом, мы говорили о звуках, на уроках чтения и русского языка тоже речь шла о звуках, на музыкальных занятиях опять мы встречались со звуками.

Актуальность. Звуки - часть нашей жизни. Мы применяем звук не задумываясь. Мне захотелось узнать, как появляются звуки, какие звуки нас окружают. Мне также стало интересно: все ли звуки мы слышим?
После того как я выбрал тему, мы определили цели и задачи работы.

Основная цель проекта — ответить на вопрос: как появляется звук, какие звуки нас окружают.

Для достижения этой цели я ставил перед собой следующие задачи:

  • Собрать материал о том, что такое звук.
  • Выяснить, как появляется звук.
  • Узнать, как мы слышим звуки.
  • Найти информацию о том, какие звуки бывают.
  • Исследовать звук опытным путем.

Гипотеза: Звук образуется, когда что - то дрожит. Дрожание предметов вызывает дрожание воздуха. Оно распространяется в виде волны. Звуки очень разные.

Вид исследовательской работы: исследовательско-творческий, краткосрочный, групповой.

Срок реализации: в течение трех недель.

Объектом исследования является звук.

Предметом исследования явилась возможность использования знаний о звуке в учебной и игровой деятельности.

План исследовательской работы:

  1. Выбор темы.
  2. Определение цели и задач.
  3. Составление плана работы.
  4. Сбор материала по теме исследования.
  5. Эксперименты.
  6. Подведение итогов.
  7. Определение выводов.

Методы исследования:

  1. Чтение книг по теме исследования.
  2. Поиск информациив Интернете.
  3. Опрос педагогов.
  4. Провести эксперименты, чтобы узнать больше о разных звуках.
  5. Изготовить несложные музыкальные инструменты.

Теоретическая часть
Теоретические сведения о природе звука

С рождения человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем его мире. Что же такое звук?
Люди давно стали догадываться о том, как звуки рождаются, живут и «умирают». Звуки начали изучать ещё в далёкой древности.Наука о звуке называется - акустика. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы издающей звук. В IV в. до н.э. древнегреческий философ и ученый Аристотель верно представил, как распространяется звук в воздухе. Необыкновенно искусны были мастера, изготавливавшие музыкальные инструменты, и музыканты, игравшие на них.
Мир звуков окружает нас и сейчас и со всех сторон. В наше время на человека в течение дня воздействуют самые разнообразные звуки. Да и сами мы любим пошуметь.
В детской энциклопедии «Я познаю мир. Физика» автор - составитель Ал. А. Леонович очень доступно рассказал о звуке.
Как же создать звук? Да очень просто - крикнуть, вот и все дела! Можно еще чем - нибудь постучать, например, молотком по гвоздю или кулаком в дверь. Или гаечным ключом по батарее отопления - все вокруг услышат. Ногами потопать, мячом похлопать. Посвистеть, в трубу подудеть. Или линейкой подребезжать.
На примере линейки можно буквально увидеть глазами, как рождается звук.Какое движение совершает линейка, когда мы закрепим один её конец, оттянем другой и отпустим его? Мы заметим, что он как будто бы затрепетал, заколебался. Звук создается коротким или долгим колебанием каких - то предметов Итак,звук - это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. Среда может быть твердой, жидкой, газообразной. Можно сказать, что звук - это вибрация.Причина звука - вибрация тел, хотя эти колебания не заметны для нашего глаза. Она может распространяться в воздухе, в воде или дереве. И даже передаваться по нитке. Там, где нет воздуха, например, в космосе, звук не распространяется, там нечему передавать вибрацию.

Источники, классификация и характеристики звука
Источники звука могут быть искусственными и естественными.
1 Естественные Звуки речи людей, жужжание насекомых, голоса птиц, животных, звуки природы (грохот грома, шелест листьев, легкий плеск воды).
2 искусственные музыкальные инструменты, звуки работающих устройств, механизмов, транспорта.

На официальном сайте журнала «Наука и образование» я нашел определение термина «Классификация звуков».

Какие бывают звуки
№ Виды
звуков По форме и характеру ударной волны
1 Звуковые
удары Выстрел, взрыв, электрическая искра, при ударе
каких - либо тяжелых предметов
2 Шумы Шелест листьев, треск при ломке дерева, речь
людей
3 Музыкальные
звуки Звуки, издаваемые музыкальными инструментами,
певцами
Основными характеристиками звука являются частота и интенсивность колебаний, которые влияют на слух людей. Частота колебаний - это число полных колебаний за одну секунду. Эту единицу называют Герцем (Гц). Громкость звука измеряется в децибелах.

Как мы слышим?
Узнать окружающий мир нам помогают органы чувств. Люди слышат звуки ушами. Ухо - это приемник звуковой волны (рис 2).
Звучат только дрожащие предметы. Почему не все дрожащие предметы звучат? Например, если потрясти рукой, то ничего не услышишь. Дело в том, что наше ухо слышит звук только в том случае, если частота колебаний предмета больше 20, но меньше 16 тыс. колебаний в секунду. Причем чем больше частота колебаний, тем выше звук, который мы слышим.
Звук с частотой ниже 16 Гц. называется инфразвуком, а с частотой выше 20000 Гц. - ультразвуком. И тот, и другой мы не слышим. Инфразвуки слишком низки для нас, а ультразвуки - слишком высоки.
Инфразвук воспринимают кошки, собаки, киты. А дельфины, летучие мыши способны слышать ультразвуки. Инфразвук и ультразвукиспользуют в разных областях науки.
Мы можем различать высоту звука - его тон. Чем больше звуковые волны по размаху, тем громче звук (рис.3).
Рис.3.
На практике громкость измеряют в децибелах.
10 дБ - шепот;
20-30 дБ - норма шума в жилых помещениях;
40 дБ - тихий разговор;
50 дБ - разговор средней громкости;
70 дБ - шум пишущей машинки;
80 дБ - шум работающего двигателя грузового автомобиля;
100 дБ - громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5-7 м;
120 дБ - шум работающего трактора на расстоянии 1 м;
130 дБ - порог болевого ощущения.
Все, что звучит громче спокойного разговора, для организма уже нагрузка. Непрерывный шум постепенно разрушает здоровье. Человек, постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется и становится раздражительным, забывчивым, чаще страдает от слабости и головокружения. Вот почему педагоги призывают нас не шуметь в школе - интернате и вести себя спокойно.

Экспериментальная часть
Эксперименты.

Я проделал несложные опыты, чтобы лучше понять - что же такое звук?
Эксперимент № 1- «Как возникает звук?»
Цель: понять причину возникновения звука.
Материал: Длинная линейка, натянутая струна, наше горло.
Один конец линейки прижимается к столу, а за свободный конец дергаем - возникает звук. Выясняем, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется). Если коснутся линейки рукой-дрожание останавливается (звук прекращается).
Затем я рассматривал натянутую струну и выяснил, как заставить ее звучать (подергать; сделать так, чтобы струна дрожала), а потом остановить ее звучание, зажав рукой или каким-нибудь предметом).
Я прикладывал руку к горлу и говорил - мое горло дрожало.
Линейка, струна, горло дрожали и заставляли дрожать воздух вокруг себя. Эти колебания воздуха достигли моих ушей, и я услышал звуки.
Вывод: звук - это колебания, которые распространяются пространстве.
Эксперимент № 2- «Звук передается в разных средах»
Цель: доказать, что звук распространяется в разных средах.
Опыт первый.
Для этого опыта нужна нить и стаканчики, например, из-под катыка или ряженки. На дне стаканчиков мы сделали маленькое отверстие. Продели через них нитку и завязали внутри стаканчика узел, что бы нитка не выскользнула. То есть через стаканчики прошла длинная нить.Для демонстрации этого опыта нужно два человека.
Каждый взял по стаканчику и отошел друг от друга подальше, чтобы нитка натянулась. Один из насчто-нибудь прошептал в свой стаканчик, а другой услышал это в своем стаканчике.
Вывод: Звук передается через нитку.
Опыт второй.
Один из нас стучал по трубам в классе, другой слушал в соседнем классе.
Второй участник эксперимента слышал стук.
Вывод: Звук распространяется в металлах, то есть в твердых предметах.
Опыт третий.
Один участник эксперимента приложил ухо к стенке банки, наполненной водой, другой услышал всплеск брошенного в нее камушка. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, можно услышать голоса людей на берегу.
Вывод: звук распространяется в воде, то есть в жидкостях.
Вывод по эксперименту №2: Звук распространяется в твердой, жидкой, газообразной среде.
Эксперимент № 3 - «Можно ли увидеть звук?»
Опыт первый. Я натянул полиэтиленовый пакет на глубокую чашку как можно туже, а сверху на него насыпал сахарный песок. Поднес металлическую кастрюлю к чашке и ударил несколько раз в него металлической крышкой. Частицы сахара начинают подпрыгивать.
Опыт второй. Я привязал нитку к кусочку бумаги. Поднес её к колонкам и включил громко музыку. Листочек задрожал от колебаний воздуха.
Вывод по эксперименту 3:Звуковая волна заставила подняться крупинки сахара и изменить свое положение на пленке, также звуковая волна заставила дрожать листочек бумаги. Сам звук мы не видим. Мы видим работу звуковых волн.
Эксперимент № 4- характеристики звука.
Опыт первый. Звучащая бутылка.
Нужно взять бутылку и подуть в горлышко. Слышится низкий звук. Если наполнить водой бутылку до половины и еще раз подуть, то звук станет более высоким. Это значит, что «сыграна» другая музыкальная нота. Когда я дую через горлышко бутылки, воздух внутри бутылки начинает вибрировать, и появляется звук. Чем больше высота столба воздуха в бутылке, тем ниже получается звук, который можно из неё «выдуть».
Опыт второй. Как усилить звук?
Нужно взять маленький колокольчик и колокольчик побольше. Затем ударить по маленькому колокольчику деревянным молоточком. Колеблющийся колокольчик тоненько зазвенит. Если взять колокольчик побольше, то и звон будет погроме и пониже. Такой звук получается потому, что под большим колокольчиком заключен больший объем воздуха, который начинает вибрировать после удара. Больше воздуха - больше звуковых волн, и звук громче.
Опыт третий.
Приложить руку к горлу и произнести звуки Б, Р, Л, Н, Д, Г. Голосовые звуки дрожат, вибрируют, звуки получаются звонкие.
Приложить руку к горлу и произнести звуки П, Т, С, Ц, К. Голосовые звуки не дрожат, не вибрируют, звуки получаются глухие.
Выводы по эксперименту №4: звуки могут быть разной высоты: высокие - низкие; звуки могут быть иметь разную силу звучания громкие - тихие; звуки могут быть разные по звонкости, яркости: звонкие, глухие.

Опрос
Чтобы выяснить, как шум влияет на самочувствие людей, я провел опрос среди наших педагогов. Я подготовил таблицу с вопросами и попросил сотрудников школы отметить один пункт таблицы 3.
Таблица 3
Влияние шума на самочувствие человека
Ваш ответ
1 Длительный шум не влияет на мое самочувствие
2 Длительный шум полезен для моего здоровья
3 Длительный шум вреден для моего здоровья

Выводы по проведенному опросу: в опросе участвовало 29 сотрудника школы. Из них 2 человека ответили, чтодлительный шум не влияет на их самочувствие; 27 человек считают, что длительный шум вреден для их здоровья. Большинство педагогов устают от длительного шума, у них болит голова, они чувствуют себя утомленными. Таким образом, подтвердилось мнение ученых о том, что непрерывный шум постепенно разрушает здоровье.

Практическая часть
Я решил сам приготовить из различных подручных материалов несложные музыкальные инструменты. Шумелки можно сделать из бутылочки или баночки из-под "Киндер- сюрприза",наполнив их любой крупой. Положите в каждый контейнер разные наполнители, чтобы звук был разным.
Погремушки изготовил из картона от скотча, вставил в нижнее отверстие фломастер или ручку. Внутрь насыпаются бусы, горох, мелкие камушки и другие предметы. Оклеил погремушки цветной бумагой.
В длинную трубку (у меня от пищевой фольги 46 см) я насыпал крупу. После насыпания наполнителя оба торца трубы заклеиваются.

Заключение
Таким образом, при сборе информации и проведенных экспериментах я выяснил, что звук - это вибрация. И источники звука - предметы, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют. Моягипотеза подтвердилась.
В ходе своей работы я узналмного интересного и нового о звуке.
Опытным путем мы определили, что сам звук мы не видим. Мы видим работу звуковых волн.
Звуки могут быть разной высоты: высокие - низкие; звуки могут быть разные по звонкости, яркости: звонкие, глухие; звуки могут быть иметь разную силу звучания: громкие - тихие. Оказывается, есть звуки, которые человек не слышит. Человек способен уловить звук с частотой от 16 до 20000 Гц. Звук с частотой ниже 16 Гц. называется инфразвуком, а с частотой выше 20000 Гц. - ультразвуком.
Оказывается, что звуком измеряют глубину моря, сваривают металл, сверлят стекло, лечат людей, даже стирают белье.
Сильный звук может повредить слух. Непрерывная шумовая нагрузка постепенно разрушает здоровье.
Мне было очень интересно заниматься моим исследованием.
Я буду использовать полученные знания в дальнейшей учебе, постараюсь лучше учиться по физике в 10 классе.
Изготовленные мной шумелки, трещотки помогут учителям - логопедам заниматься с другими детьми, развивать их слух. Эти самодельные музыкальные инструменты можно использовать на наших концертах и мероприятиях.
Эта тема была интересной и мне хотелось бы больше узнать о звуках речи.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

Звуки окружают нас постоянно. Это и городской шум, и капающая вода из крана, и наша речь. Все звуки отличаются друг от друга. Звуки речи - специфические. Различая их в потоке речи, мы можем определять слова, предложения. Таким образом происходит человеческое общение. Дети в процессе своего развития овладевают родным языком, но часто бывает, что звуки усваиваются неправильно. В результате речевое развитие может пойти по неверному пути.

Вам понадобится

  • - зеркало;
  • - картинки с изображением предметов (дидактический материал);
  • - логопедическое лото.

Инструкция

Чаще разговаривайте с ребенком, следите за собственным произношением. Звуки должны быть четкими. Читайте ребенку короткие стихи и рассказы. Говорите медленно и просите ребенка повторять слова по слогам. Если вы заметили, что ваш малыш (дети после 4 лет) не проговаривает какие либо звуки речи или говорит их неправильно, то обратитесь к логопеду за консультацией. Возможно, что причина в том, что ребенок не различает звуки речи на слух (нарушение фонематического восприятия).

Чтобы научиться различать звуки родного языка, купите логопедическое лото и дидактический материал (картинки). Для начала берите звуки, разные по характеристикам, например звук С и Б. Подберите картинки, названия которых начинаются на данные звуки (слон, сыр, сом, собака, бубен, бобр, балалайка). Покажите ребенку каждую картинку и попросите назвать предметы, изображенные на ней. Если малыш не знает, что это, назовите сами. Объясните условие игры: вы показываете картинку, а ребенок называет предмет и выбирает себе только картинки, начинающиеся со звука С. Играть можно с разными картинками и разными звуками.

Когда ребенок уже научился определять звуки, поиграйте с ним в логопедическое лото. Для этого дайте ребенку карточку с определенным звуком, например С и СЬ. Объясните, что вы будете искать именно эти два звука в словах и выбирать только такие картинки. Показывайте ребенку различные картинки с предметами на разные звуки. Малыш должен выбрать только нужные картинки. Усложните задание и попросите определить позицию звука в слове (в начале, в середине или в конце). Например, собака - звук С в начале слова, колесо - звук в середине, автобус - звук в конце.

Если у ребенка не получается произнести какой-либо звук, попробуйте объяснить ему его артикуляцию перед зеркалом. Вместе с ребенком попытайтесь добиться правильного произношения. Например, объясните, что звук С - это песенка комара, он свистит. Губы в улыбке, язык за нижними зубами, а воздушная струя холодная и дует вниз. Есть специальная артикуляционная гимнастика, которая поможет освоить правильное произношение звука.

Полезный совет

Начинайте занятия уже с самого рождения, разговаривайте с ребенком, читайте книжки, играйте перед зеркалом (артикуляционная гимнастика).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №63 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Откуда берётся звук?»

Выполнил:

ученик 2 класса «А»

Тутаришев Андрей Эдуардович

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Пудова Светлана Ивановна

Санкт-Петербург

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………..4

      Звуки вокруг нас…………………………………………………………4

      Колебания в воздухе……………………………………………………..4

      Ультразвук………………………………………………………………..5

      Высокие и низкие звуки…………………………………………………5

      Звуковые волны…………………………………………………………. 6

      Картинки на эхолоте……………………………………………………. 6

      Громкие и тихие………………………………………………………… 7

      Акустика…………………………………………………………………. 7

      Вредные шумы……………………………………………………………7

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………8

2.1. Эксперимент№1. Колебания предметов…………………………………..8

2.2. Эксперимент№2. Спичечный телефон…………………………………….8

2.3. Эксперимент№3. Откуда доносится звук? ………………………………..8

2.4. Эксперимент№4. Расчёски меняют звук…………………………………..9

2.5. Эксперимент№5. Рупор……………………………………………………..9

2.6.Эксперимент№6. Звенящая вода……………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы. ……………………………………………………………11

Приложение………………………………………………………………………12

Введение.

Нас окружают самые разнообразные шумы. Обычно шумом мы называем очень громкий или беспокоящий нас звук. С возрастом ухудшение слуха происходит у большинства людей. К 50-60 годам слух снижен у 20% людей, к 60-70-у 30%, к 70-ти-у 50% людей. (Приложение 1). Одной из причин являются чрезмерно громкие звуки, которые преследуют нас повсюду. Исходя из этого, вопрос регулирования звуков вокруг нас я считаю актуальным, теоретически и практически значимым.

Цель исследования: Доказать возможность изменения шумовых эффектов.

Задачи исследования:

    Изучить причины возникновения звука.

    Обобщить свои представления о физическом явлении-звуке.

    Определить способы регулирования звуков.

Гипотеза: на мой взгляд, используя знания об образовании звука, можно его регулировать.

Объект исследования: звук

Предмет исследования: явления и факты, подтверждающие положительное и отрицательное влияние на жизнь человека.

Методы исследования :

    Изучение научных публикаций

    Эксперименты

    Опытные исследования

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Звуки вокруг нас.

Мы живём в мире звуков. Все звуки, которые нас окружают, возникают благодаря колебаниям предметов. Звуки вызываются звуковыми волнами. Они не видны глазу, но уши различают их.

1.2. Колебания в воздухе

Когда предмет вибрирует, он приводит в движение воздух вокруг себя. Эти колебания передаются по воздуху и достигают наших ушей, поэтому мы слышим звук. Гитарная струна вибрирует, когда её дёрнуть. Если подуть в кларнет, то воздух внутри него придёт в движение, и особая мембрана, называемая тростью, будет издавать звук. Мелкую вибрацию можно увидеть на поверхности барабана, по которому бьют. Звуковые волны улавливают ушные раковины. Через узкий слуховой проход звуковые волны попадают на барабанную перепонку. Это туго натянутая плёночка. Всякий раз, когда поступает звук, она начинает вибрировать и передавать эту вибрацию дальше-на три маленькие косточки. В соответствии со своей формой они называются: молоточек, наковальня и стремечко. Они направляют колебания дальше-на внутреннее ухо, которое находится в голове и поэтому хорошо защищено.

Звуки перемещаются в виде волн. Звуковые волны достигают наших ушей, и мы слышим звук. Это доказал проведённый мною эксперимент№1. (Приложение 2).

Когда кто-то говорит со мной, колебания проходят через его рот в воздух и создают вибрацию воздуха. Колебания достигают уха в виде звуковых волн, и мы воспринимаем их как звук. Эксперимент№2 со спичечным телефоном показал это. (Приложение 3). Мои родители рассказали, как в детстве они разговаривали по спичечному телефону, и я смастерил его самостоятельно.

Похожий опыт я проводил в музее телефонов, используя стаканы. Тогда и

заинтересовался вопросом происхождения звуков.

Так как у нас два уха, мы можем различать, с какой стороны доносится звук. Если он раздаётся справа, то правое ухо улавливает звук раньше, чем левое. Мозг замечает эту разницу и может по ней судить, откуда идёт звук. Даже с завязанными глазами удаётся определить на слух, где он находится. Эксперимент№3 подтвердил этот факт. (Приложение 4).

Уши помогают нам удерживать равновесие. За это отвечают три полукружных канала во внутреннем ухе. Жидкость, находящаяся в полукружных каналах, приходит в движение, откликаясь на каждое изменение тела в пространстве. Если мы наклоняемся слишком низко, мозг отдаёт приказ восстановить равновесие. Поэтому даже в темноте мы можем знать, где верх, а где низ.

1.3. Ультразвук

Высота звука может быть разной - высокой средней или низкой. Ультразвук настолько высок, что человек не может его воспринимать. Но многие животные, например летучие мыши, слышат ультразвуки и пользуются ими. Ультразвук нужен им для определения своего курса. Мы воспринимаем звуки, колебания которых достигают скорости до 20 000 раз в секунду. Летучая мышь слышит звуки, колеблющиеся примерно 120 000 раз в секунду.

1.4. Высокие и низкие звуки

Звуки бывают высокие и низкие, громкие и тихие. Звуки мы можем усилить с помощью специальных предметов.

Чем быстрее вибрирует предмет, тем более высокий звук он издаёт. Звук получается, когда мы дуем в бутылочное горлышко. В почти полной бутылке мало воздуха. Он быстро вибрирует, производя высокую ноту. В пустой бутылке много воздуха. Он колеблется медленнее и даёт низкую ноту.

Я провёл эксперимент №4, используя расчёски, в результате чего пришёл к выводу, что звук получается разный, в зависимости от толщины зубьев расчёски. (Приложение №5).

Эксперимент№5 доказал, что усилить звук можно с помощью рупора.

(Приложение 6).

На звон может влиять количество воды, что подтвердил эксперимент№6. (Приложение 7).

1.5. Звуковые волны

Звук от вибрирующего предмета расходится во все стороны подобно кругам, которые образуются брошенным в воду камнем. Как правило, слышимые нами звуки распространяются в воздухе, а также в земле или воде. Когда они наталкиваются на твёрдое препятствие, они «отскакивают», то есть отражаются. Отражённый звук называют эхом.

1.6. Картинки на эхолоте

Специальная аппаратура-эхолоты - использует эхо для создания карт океанических глубин. Корабль направляет под воду очень громкие звуки и принимает эхо, отражаемое твёрдыми телами. Различное время, необходимое отражённому звуку для возвращения, регистрируется и преображается в картинку. С её помощью формируется карта морского дна.

Эхо можно использовать для составления карт, рассказывающих о строении Земли. Различные виды породы по-разному отражают звук, и каждая из них

образует особое эхо. Поэтому можно также определять наличие нефти и других полезных ископаемых.

1.7. Громкие и тихие

По мере удаления от источника, звук становится тише. На самом деле звук распространяется во всех направлениях, а мы слышим лишь ту его часть, которая достигает нашего уха. Когда мы далеко, до нас доходит лишь незначительная его часть.

Звук распространятся в воздухе с огромной скоростью-примерно 340 м /с Звуковые волны не могут распространяться в космосе, так как там нет воздуха. Поэтому в межпланетном пространстве нет звуков.

1.8. Акустика

Во время концерта музыкальные звуки направлены на каждого слушателя. Чтобы улучшить качество звука, то есть акустику помещения на стенах зала и потолке размещают звукоотражающие панели. Даже слушатели в конце зала всё прекрасно слышат.

Эхо можно использовать для составления карт, рассказывающих о строении Земли. Различные виды породы по-разному отражают звук, и каждая из них образует особое эхо. Таким образом, можно также определять наличие нефти и других полезных ископаемых.

1.9. Вредные шумы

Обычно мы называем шумом очень громкий или беспокоящий нас звук. В самом деле, работа с шумными машинами может привести к ухудшению слуха. Специальные наушники служат для того, чтобы препятствовать прохождению многих шумов.

Людей, которые совсем не слышат, называют глухими. Лишились слуха они по разным причинам. Такие люди разговаривают на языке жестов. Некоторые из них умеют читать по губам. Для тех, кто плохо слышит существуют слуховые аппараты.

Очень громкие шумы могут ухудшить слух. Тонкие волоски внутреннего уха повреждаются и никогда уже не восстанавливаются. Поэтому нужно беречь свой слух смолоду.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Эксперимент№1. «Колебания предметов»

Существование звуковых волн доказал следующий эксперимент: я натянул резинки на пустую коробку. Дёрнул за резинку, она начала колебаться. Воздух вокруг неё тоже колеблется. Это звуковые волны.

2.2. Эксперимент№2. «Спичечный телефон»

Для создания спичечного телефона я произвёл следующие действия:

    Через центры двух спичечных коробков натянул нить.

    Закрепил эту нить с обеих сторон с помощью спичек.

Мы с сестрой натянули нить и передавали друг другу «секрет». Настя прижимала коробок к губам и говорила. Я прикладывал ухо ко второму коробку и слушал. Звук «бежал» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передаётся хуже, поэтому «секрет» не слышали сидящие рядом родители. Когда мама приложила палец к нитке, она ощутила колебания.

      Эксперимент№3. «Откуда доносится звук?»

Когда мне завязали глаза, а моя сестра передвигалась по комнате и хлопала в ладоши, мне удавалось определить на слух, где находится звук.

      Эксперимент№4. «Расчёски меняют звук»

Я провёл пластмассовой пластиной по зубьям разных расчёсок. У расчёсок с крупными, редкими зубьями звук получался низкий, грубый, громкий. У расчёсок с частыми, мелкими зубьями звук тонкий, высокий.

      Эксперимент№5. «Рупор»

Смастерив простой рупор из картона, сложенного в виде конуса, я определил, что звук способен доносится на более дальнее расстояние.

      Эксперимент№6. «Звенящая вода»

При бросании камешков в пустую миску и миску с водой, можно услышать, что звук громче при бросании камешков в пустую миску.

Также я взял два бокала, наполненные водой и металлическую палочку. Бокалы звучали по-разному в зависимости от того, отливал я или добавлял воду в бокалы. Звуки получались разные.

Заключение

Таким образом, используя наши знания об образовании звука, мы можем уменьшать или увеличивать шумовые эффекты. Это доказали мои эксперименты. Дополнительная литература, которую я изучил, подтверждает эти факты. Современные технологии, основанные на знаниях о колебаниях, позволяют уменьшить шум, производимый машинами. Можно верить, что благодаря нашим знаниям о шумах, можно будет создать бесшумные стиральные, посудомоечные машины, микроволновые печи и другую бесшумную бытовую технику. А это поможет многим людям сохранить слух дольше.

Происхождение, значение звука, по моему мнению, следует изучать и в дальнейшем. Звуки играют важную роль в жизни человека, как положительную, так и отрицательную.

Список литературы:

1)Белавина И., Найденская Н., Планета-наш дом. Мир вокруг нас.- М., 1995.

2)Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.-М.,1987.

3)Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.-М., 2001.

4)История открытий/ Пер. с англ. А.М. Голова.-М., 1997.

Интернет-ресурсы:

http://natural-medicine.ru/

http://www.razumniki.ru/

Приложение

График 1

Рисунок 1. «Колебания в воздухе»

Рисунок 2. «Колебания в воздухе»

Рисунок 3. «Спичечный телефон»

Рисунок 4. «Откуда доносится звук?»

Рисунок 5. «Расчёски меняют звук»

Рисунок 6. «Рупор»

Рисунок 7 «Звенящая вода»

| | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Онлайн упражнения () - это и база для успешного обучения в школе. Статьи и упражнения с сайта помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Чем больше и чаще занимаетесь с ребенком, тем ярче будет прогресс. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Проявляйте терпение при занятиях с детишками. Речь это важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия!

Звуки для детей дошкольников

В мире звуков . На подготовительном этапе следует приготовить зеркало, маски зверей.

Первый этап занятия - психогимнастика. Взрослый предлагает малышу изобразить доброго Карлсона, злого змея Горыныча, царевну Несмеяну, радостного Винни-Пуха, наблюдая, как меняется отражение в зеркале.

После психогимнастики малышу разъясняется, что он отправляется в увлекательное путешествие в мир звуков, где научится их слушать, узнавать и произносить.

Развитие слухового внимания . Взрослый завязывает малышу глаза и произносит:

  • Раз, два, три,
  • На месте замри.
  • Много звуков вокруг нас,
  • Их познаешь ты сейчас.

Затем взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Молчание». Они вместе слушают непроизвольные звуки в течение минуты, после чего делятся впечатлениями и тем, кто и что услышал, например, шум часов, звук за стеной, лай собаки во дворе и т. д.

«Что и как звучит?»

Малышу предлагается послушать шорох бумаги, хлопки по столу, хлопки в ладоши. Взрослый развязывает ребенку глаза и поочередно шуршит бумагой, похлопывает по столу, хлопает в ладоши. После чего вновь завязывает малышу глаза и в разном порядке выполняет вышеописанные действия. Задача ребенка - отличить звуки.

После завершения занятия взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты слушал разные звуки и отгадывал, откуда они появились. А слушал ты ушами. Людям нужно заботиться о своем слухе и беречь его. Чтобы всегда хорошо слышать, нельзя громко кричать, когда находишься рядом с человеком, а когда холодно, надо носить шапку, чтобы уши не мерзли».

После этого ребенку предлагается послушать стихотворение, при этом повторять, как кто издает звуки:

Как кошки мяукают, а?

Мяу-мя, мяу-мя.

Собачки ругаются как?

Гав-гав, р-р, гав.

А куры кудахтают так:

Куд-куда, куд-куда.

Как в стойле корова мычит?

Му-му-му, му-му-му.

А хрюшка на хрюшку ворчит?

Хрю-хрю-хрю.

Как ветер листвою шумит?

Шшшш, шшшш,

А змейка тихонько шипит:

После того как стихотворение прочитано, взрослому следует пояснить малышу: «Ты пока не повторил правильно все звуки, но после наших занятий обязательно научишься это делать. Запомни: люди - разговаривают, животные и предметы - издают звуки. Мы с тобой люди и можем произносить отдельные слоги, можем их соединять, и получатся слова».

Переходим на следующий этап занятий. Малышу предлагается представить, что он оказался в густом сказочном лесу, там нет тропинки и растет густая трава. Чтобы через нее пройти, надо высоко поднимать коленки. После чего взрослый меняет задание и предлагает представить, что на пути появилась большая канава и через нее нужно перепрыгнуть. Далее взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой сейчас в сказочном лесу, посмотри, как красиво вокруг». Малыш представляет волшебный лес, а взрослый продолжает: «Давай выразим наше восхищение звуком и скажем «а-а-а, о-о-о». А кругом шумят листочки, как они шумят (ребенок вместе со взрослым произносит «ш-ш-ш»). Теперь по-i дул сильный ветер, как он дует? (Ребенок и взрослый изображают ветер.) Все, ветер потихонечку затихает, возвращаемся домой».

Произношение отдельных звуков . Этот этап рекомендуется начать со сказки: «В прекрасный светлый день в чаще леса встретились серый волк, косолапый мишка, лисичка-сестричка, белка и зайчишка-трусишка. Когда они все дела свои лесные обсудили, сказки все пересказали, в игры все переиграли, задумались, чем бы дальше заняться. И тогда лисичка-сестричка придумала: «А давайте каждый выберет свой звук и скажет его громко-прегромко, кто будет громче всех, тот и победит. Серый волк завыл: «У-у-у», мишка пробурчал: «Э-э-э», белочка пропищала: «И-и-и», лисичка завизжала: «Ы-ы-ы», а зайчишка-трусишка выкрикнул: «А-а-а». Все справились с заданием хорошо, посоветовались и решили - победила дружба.

После сказки ребенку предлагается поочередно надевать маски зверей и показать, как они кричали. Если у малыша возникли затруднения, взрослый может ему помочь, не прерывая занятия.

В конце взрослый и ребенок вместе проговаривают парные буквы, громко: «г-г-г, к-к-к», потише: «п-п-п, б-б-б», еще тише: «ж-ж-ж» и совсем без голоса: «ш-ш-ш».

Органы артикуляционного аппарата . Занятие следует начать с вопроса взрослого: «А ты знаешь, с помощью чего человек разговаривает? » (Предполагаемый ответ: «С помощью языка».) Если у ребенка возникли затруднения, взрослый задает следующий вопрос: «Ты чем говоришь?» (Предполагаемый ответ: «Ртом».) После этого взрослый поясняет: «Молодец, правильно, рот - это домик слов». Вот послушай стихотворение:

В доме под названьем РОТ,

Много разных слов живет: -

Говорим, говорим,

Очень редко мы молчим,

А придется помолчать,

Сразу будем мы скучать.

Когда взрослый прочитал стихотворение, он поясняет малышу, что у домика под названием РОТ есть две двери - первая губы, а вторая - зубы.

Далее следует сделать плавный переход к закреплению пройденного материала на практике. Ребенку предлагается произнести звук «п-п-п». Взрослый поясняет, что этот звук произносится с помощью губ, после чего произносится звук «л-л-л», внимание ребенка обращается на то, что кончик языка касается потолка дома - нёба.

Затем произносится звук «д-д-д», причем малышу при этом предлагается положить ладонь на горло. Вибрация в горле, при произнесении звука, объясняется тем, что рот - домик слов, а горло - домик звуков.

В конце занятия задаются вопросы на закрепление материала. Рекомендуемые вопросы:

С помощью чего мы произносим звуки? (язык, губы, зубы).

Как надо заботиться о домике для слов? (регулярно чистить зубы).

Знакомство со словом

Занятие 1.

Подготовительные материалы:

В начале занятия следует провести игру «Лягушонок» направленную на формирование речевого слуха. Малыш вместе со взрослым читает стихотворение: Лягушонок, лягушонок, Непоседливый ребенок, Комарика он увидал, За ним шустро поскакал. На первые две строчки ребенок изображает прыгающего на одном месте лягушонка, затем начинается психогимнастика. На заключительные строчки ребенок изображает лягушонка, который охотится за комаром. Сначала лягушонок притаивается и замирает, потом активно прыгает, ловит комара.

Следующий этап занятия направлен на закрепление ранее пройденного материала. Для этого потребуются макет дома с окошками красного, синего и зеленого цветов. Взрослый достает плюшевого медведя и рассказывает ребенку: «К нам в гости пришел Мишутка и рассказал мне одну историю. Как-то старичок-боровичок пригласил его посетить удивительный дом, который стоит в самой непроходимый чаще леса, и попасть туда можно только с помощью волшебного колокольчика, а живут в этом доме разные звуки. И вот старичок-боровичок позвонил в свой волшебный колокольчик, и они с Мишуткой оказались у этого удивительного дома, спрятанного от глаз людей и лесных зверюшек. Посмотри на окошки сказочного домика, какого они цвета? Это окошко (указывает на макет) - красное, а это - зеленое, а вот это - синее.

Мишка решил заглянуть в окошки. Очень уж ему было интересно, кто там живет! Он подошел к окну красного цвета и раздался звук: «А-а-а». Посмотрел во второе окошко и слышит: «О-о-о», третье окно пропело: «Я-я-я». Мишутка испугался и отошел в сторону, а старичок-боровичок сказал: «А ты уверен, что услышал всех жильцов этого домика? Не бойся, они добрые! Подойди еще раз к окошкам и послушай, как они поют». Мишутка подошел к окну красного цвета, и раздался звук: «Ж-ж-ж». Посмотрел во второе окошко и слышит: «Ш-ш-ш», третье окно пропело: «М-м-м».

Мишутка опять отошел и снова вернулся. Из первого окошка слышалось: «Д-д-д», из второго: «Т-т-т», а из третьего: «П-п-п».

А теперь давай вместе с Мишуткой повторим звуки, которые издавали окошки».

Взрослый поясняет малышу, что одно и то же окошко издавало разные звуки, потому что звуков много и все они отличаются друг от друга.

После выполнения задания следует перейти на второй этап занятий. Для закрепления у ребенка понятия «слово» в привычном для него ракурсе взрослому рекомендуется продолжить рассказ о Мишутке. Итак, история плюшевого мишки продолжается: «Старичку-боровичку понравилось путешествовать с Мишуткой, и он пригласил его посетить свой волшебный сад».

Начинается диалог взрослого с ребенком: «Что же наш Мишутка увидел в саду у боровичка? (Предполагаемый ответ: деревья, цветы.) А какие деревья увидел Мишка? (Предполагаемый ответ: яблони, груши, вишни.) А какие цветы там растут? (Предполагаемый ответ: розы, пионы, тюльпаны.) Правильно, и все, что ты Увидел, названо "словами"».

Затем взрослый зачитывает стихотворение:

В мире все с названием -

Деревья и цветы,

И этим пониманием

Гордиться должен ты.

От края и за краем,

На всех путях земли,

Все словом называем -

(Демонстрируется картинка с изображением леса и лесных обитателей.)

Взрослый задает ребенку вопрос: «Расскажи, что ты заметил в лесу?». (Предполагаемый ответ: деревья, траву, ягоды, грибы, цветы, животных, птиц.)

После этого взрослый задает вопросы, направленные на закрепление пройденного материала. Предполагаемый вопрос: «Ты назвал много разных слов, но наш Мишутка интересуется, а с помощью чего звучат слова? (Предполагаемый ответ: «Они произносятся с помощью звуков».)

После того как ребенок дал правильный ответ, ему предлагается другая игра. Ее правила просты, и обычно дети их выполняют с легкостью и интересом. Взрослый произносит название птицы или животного, а малыш должен его изобразить с помощью движений, жестов и мимики.

После чего закрепляются знания и эмоциональное восприятия ребенком неживой природы. Взрослый предлагает малышу изобразить листочки на деревьях, которые качаются от ветра. Вначале ветерок тихий, и листочки еле шевелятся. При этом ребенок изображает листики, а взрослый - ветер. Взрослый имитирует дуновение ветерка - дует на ребенка, а малыш слегка шевелит пальцами, изображая легкое покачивание листиков. Ветер усиливается, взрослый дует все сильнее и сильнее, а листики раскачиваются в зависимости от того, как дует ветер. Ветер может постепенно стихать и вновь усиливаться на всем продолжении игры.

Затем взрослый читает ребенку стихотворение:

На деревьях все листочки

Весело живут,

Они с ветерком танцуют,

Песенки поют:

Дубовый: «А-а-а»,

Кленовый: «О-о-о»,

Осиновый: «У-у-у»,

Березовый: «Ы-ы-ы».

Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно повторяет звуки, символизирующие песенки листвы.