Цб пересмотрел резервные требования к банкам. Норма обязательных резервов банка Норматив обязательных резервов по вексельным обязательствам банков

Цб пересмотрел резервные требования к банкам. Норма обязательных резервов банка Норматив обязательных резервов по вексельным обязательствам банков
Цб пересмотрел резервные требования к банкам. Норма обязательных резервов банка Норматив обязательных резервов по вексельным обязательствам банков

Резервная норма - доля депозитных накоплений в центральном банке. В состав резервной нормы входят депозиты населения, а также прочие , которые должно содержать банковское учреждение в виде наличности или в форме открытых депозитов.

Резервная норма - норматив (устанавливается в форме процента), отражающий необходимый объем депозитов, которые должны храниться в собственных хранилищах банковского учреждения или ЦБ. Рост резервных норм приводит к тому, что объем обязательных резервов возрастает. При этом банки теряют способность оформлять займы. Снижение резервной нормы способствует переводу обязательных резервов в категорию избыточных, что повышает возможности банка по привлечению средств путем оформления кредитов.

Резервная норма: сущность, назначение

При появлении проблем в экономике (снижении цен, безработице и так далее) ЦБ страны принимает решение о необходимости повышения объема предложения наличных средств с целью стимулирования общих затрат. Цель - поглотить свободные ресурсы и выровнять .

Чтобы повысить денежное предложение руководители ЦБ делают все возможное для роста избыточных резервов. Реализуется это несколькими способами - совершением сделок Центрального банка по покупке ценных бумаг, снижением учетной ставки (цель - побудить коммерческие структуры увеличить резервы), уменьшением резервной нормы (позволяет автоматически перевести текущие резервы в категорию избыточных).

Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора . При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики .

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)» , определяет ЦБ.

Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.

При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:

Денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;

Обязательства перед другими кредитными организациями.

Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.

Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.

Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.

Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.

На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.

Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.

Резервные требования представляют собой инструмент монетарной политики, использующийся во многих странах мира. Их суть заключается в следующем: при наличии в пассиве баланса банков определенного вида обязательств (“резервируемые обязательства”) центральный банк требует от банков осуществить вложения в конкретные виды активов (“резервные активы”) в определенном объеме. Данные вложения носят название обязательных резервов, а соотношение их объемов с объемами резервируемых обязательств задается путём установления набора коэффициентов – норм (нормативов) резервирования .

Данный механизм позволяет центральному банку оказывать воздействие на активную часть баланса банков, вынуждая банковский сектор осуществлять определенные виды вложений.

Описанная система обязательного резервирования получила название резервных требований, основанных на обязательствах (liability-based reserve requirements). В её рамках повышение резервных требований центрального банка может производиться путём

  • расширения состава резервируемых обязательств;
  • сокращения состава резервных активов;
  • повышения нормативов резервирования .

В свою очередь снижение резервных требований может достигаться за счет

  • сокращения состава резервируемых обязательств;
  • расширения состава резервных активов;
  • снижения нормативов резервирования .

Таким образом, несмотря на то, что изменение резервных требований чаще всего производится за счет изменения норм резервирования , ставить знак равенства между резервными требованиями и нормами резервирования некорректно. Именно резервные требования являются инструментом монетарной политики, а нормы резервирования - всего лишь одним из элементов обязательного резервирования.

В зависимости от периода формирования резервов их можно разделить на синхронные и асинхронные. Синхронные резервы формируются в течение отчетного периода, то есть в тот же отрезок времени, в котором определяются резервируемые обязательства (contemporaneous reserve requirements). Асинхронные резервы формируются в иные отрезки времени, как правило – более поздние по отношению к отчетному периоду (lagged reserve requirements).

Альтернативный подход

Наиболее известной альтернативой традиционному подходу к резервным требованиям центральных банков следует признать предложение американского экономиста Лестера Туроу . Оно заключалось в замене резервных требований, основанных на обязательствах, на резервные требования, основанные на активах (asset-based reserve requirements). По мнению ученого, это позволило бы приспособить резервные требования центральных банков под социальные нужды. Суть предлагаемого подхода описывалась им следующим образом:

"В рамках системы обязательного резервирования, основанного на активах, государство устанавливает 100%-ю норму резервирования по отношению к определенной доле активов всех финансовых институтов, до тех пор, пока эта доля активов не будет инвестирована в желаемые секторы экономики. Если общенациональные цели призывают к инвестированию 25% национальных сбережений в жилищное строительство и другие приоритетные секторы, каждый финансовый институт должен иметь 100%-ую норму резервирования в отношении указанной доли своих активов. В случае если такой институт инвестирует 25% своих активов в жилищное строительство, ему не нужно будет формировать резервы. Если же в жилищное строительство будет инвестировано лишь 20% его активов, 5% его активов должны будут депонироваться у государства в качестве обязательных резервов. Если же не инвестировано ничего, 25% активов будут депонированы в качестве резервов. Таким образом, финансовым институтам по-сути дают выбор между платным финансированием жилищного строительства и бесплатным финансированием государства".

Следует заметить, что эффект, описанный Л. Туроу, вполне достижим также в рамках резервных требований, основанных на обязательствах. Описанный в терминах резервных требований, основанных на обязательствах, пример Л. Туроу будет выглядеть следующим образом:

"В отношении всех обязательств финансовых институтов установлена норма резервирования в размере 25%. При этом требования по обязательному резервированию могут быть исполнены либо путём депонирования средств у государства, либо путём вложения в жилищное строительство."

Резервные требования Банка России

Резервные требования Банка России являются инструментом проводимой им денежно-кредитной политики.

Банком России выделяются следующие категории резервируемых обязательств кредитных организаций:

  1. обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации;
  2. обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами в иностранной валюте;
  3. обязательства перед физическими лицами в валюте Российской Федерации;
  4. обязательства перед физическими лицами в иностранной валюте;
  5. иные обязательства кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  6. иные обязательства кредитных организаций в иностранной валюте.

Подобная структуризация резервируемых обязательств позволяет установить отдельные значения норм резервирования по каждой из названных категорий.

В качестве резервных активов Банк России выделяет:

Существующие резервные активы являются элементами денежной базы, не приносящими дохода . Их перечень соответствует провозглашаемой цели применения резервных требований Банка России – регулированию общей ликвидности банковской системы и контролю денежных агрегатов за счет снижения денежного мультипликатора . С точки зрения классификации резервов, приведенной выше, можно сказать, что резервы в кассах относятся к синхронным резервам, а резервы на корсчетах и депонентах - к асинхронным.

Норма обязательных резервов банка

Чтобы работать без претензий со стороны ЦБ, каждый банк обязан соблюдать установленные правила и нормы. Одной из таких норм является норма обязательных резервов (НОР). Ее введение стало основным инструментом денежно-кредитной политики и гарантом исполнения обязательств банка перед своими клиентами, даже, если финансовое положение банка пошатнулось.

Резерв позволяет ЦБ страховать депозиты вкладчиков. Также НОР влияет на объемы выдаваемых кредитов, общую инфляцию нацвалюты и выпуск долговых безналичных денег. Даже самое малое увеличение нормы резерва может привести к большому падению активности банка. Нормы резервов ЦБ старается держать на одном уровне, иначе изменения болезненно сказываются на кредитном учреждении. При повышении нормы банк вынужден искать дополнительные деньги, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Деньги берутся из двух источников: кредиты ЦБ и продажа собственных акций. Оба способа снижают ликвидность. Если норматив понижается, то у банка освобождаются свободные средства, которые идут на погашение текущей задолженности и повышение ликвидности.

Что такое норма обязательных резервов банка?

НОР – это установленная законом норма обязательств кредитной организации по привлекаемым вкладам, которая должна быть передана на хранение в ЦБ. Она может храниться в виде депозита или в наличном виде. Также она является гарантийным фондом, за счет которого обязательства перед клиентами будут исполнены в полном объеме.

ЦБ используется НОР для регулирования деятельности всех банков. На текущий момент величина НОР составляет 4,25%. При проведении кредитно-денежной политики, ЦБ используется основной инструмент – изменение НОР. С его помощью регулируются объемы беспроцентных депозитов, находящихся на особых счетах национального банка.

НОР устанавливается в виде процента от суммы вкладов банка. В зависимости от типа вклада, может изменяться его величина прямо пропорционально ликвидности. Чем крупнее банк, тем больше будет для него норма.

Решение повышать НОР может приниматься ЦБ с целью уменьшения предложения денег и сдерживания инфляционных процессов. Уменьшение НОР вводится для активизации экономического роста и усиления кредитной активности. Часть суммы, которую банк передавал в ЦБ, после снижения НОР, банк может направлять на кредитование, что принесет дополнительный доход.

Стоит отметить, что ЦБ редко применяет инструмент изменения НОР, поскольку это является мощным воздействие на российскую банковскую систему, которая итак находится в шатком положении. Необдуманные решения по изменению НОР в ту или иную сторону может дать «эффект апокалипсиса».

Влияние нормы обязательных резервов на кредитную политику.

Многие представляют работу банков так: банк получает вклад под один процент и выдает его в кредит под повышенный. Разница в процентах – это и есть доход банка. На самом деле это не совсем так.

Часть денег с депозита банк передает на хранение в ЦБ. Так, есл НОР составляет 5%, то с 1 млн.р. 50 тыс.р. уходят на резерв. Оставшиеся средства банк уже может выдавать под проценты в виде кредитов Это и объясняет отличие между кредитными и депозитными ставками. По факту все средства банка находятся в постоянном обороте.

Если случится ситуация, что большинство вкладчиков придет за своими деньгами, то в банк может попасть в сложную ситуацию. Свободных средств в банке в большом объеме нет. По условиям, вкладчики могут требовать свои деньги в любой момент. Услышав, что банк отказывается выдавать деньги, это вызовет волну негодований и подозрений касательно благонадежности банка. Остальные вкладчики побегут снимать деньги со всех счетов, что подшатнет устойчивость банков. Это приведет к дестабилизации банковской системы, т.к. она работает «будущие» деньги.

Чтобы такого избежать или хотя бы минимизировать, была введена норма обязательных резервов – та часть денег, которая передается на хранение в ЦБ. При наличии критической ситуации (нашествии вкладчиков), ЦБ быстро вливает резерв в банк. Как только все желающие получили свои средства и ситуация успокоилась, банк продолжает жить по своему сценарию: принимает средства на депозит, отчисляет на резерв ЦБ, выдает кредиты, получает обратно сумму с процентами.

Таким образом, все полученные средства банк не может выдавать в виде кредитов. Чтобы компенсировать резерв и получить доход, ставка по кредиту значительно превосходит ставку по депозиту.

Как рассчитывается НОР?

Резервы образуют неприкосновенный запас денег, которые банк не имеет права использовать в своих целях.

НОР = обязательные резервы банка/обязательства по бессрочным вкладам

Если норма обязательных резервов составляет 5%, а банк принял вкладов на 10 млн.р., то на резерв он обязан отправить 500 т.р.

Пример расчета НОР можно посмотреть на рисунке:

Путем изменения НОР ЦБ влияет на кредитоспособность банка. Уменьшив норматив, ЦБ позволяет банку больше денег отдавать в кредиты и получать больше прибыли.

Снижение НОР еще называют «политикой дешевых денег». Она нужна для увеличения объема кредитных денег, стимулирования расходов населения, сокращения безработицы.

Увеличение НОР является частью «политики дорогих денег». Она сокращает возможности банка по выдаче кредитов. Это, в свою очередь, ограничивает объемы денег в обороте и снижает инфляцию.

Обязательства по формированию резервов образуются у банка с момента получения лицензии. Резервы хранятся в ЦБ на беспроцентных счетах. В случае ликвидации банка, резервы передаются специальной комиссии, которая занимается ликвидацией кредитной организации. От резервирования освобождаются деньги, привлеченные от ЮЛ на срок от 3 лет, облигации со сроком погашения от 3 лет, обязательства в неденежной форме (ценные бумаги, металлы), обязательства перед кредитными организациями.

При невнесении резервов в установленный срок, ЦБ имеет право списывать недовзнос с корсчета банка. Кроме этого, согласно ст.38 ФЗ №86 от 10.07.2002 г. ЦБ применяет штраф за нарушение размере не более удвоенной ставки рефинасирования от суммы взноса.

Как размер НОР будет опасным для банка?

Увеличение НОР может негативно сказаться на положении банка. Повышение означает, что банк должен в короткие сроки увеличить долю резервов на своем счету в ЦБ. Изъять деньги из оборота невозможно. Сроки возврата выданных кредитов растягиваются на несколько лет. Норматив не может быть изменен единовременно более, чем на 5 п.п. Учитывая огромные вкладные портфели, даже такое изменение может составлять солидную величину в денежном эквиваленте. Достать в моменте сотни миллионов рублей не под силу даже самому стабильному банку.

Изменяя НОР, ЦБ держит ликвидность банка на минимально возможном уровне. Однако, это может сказаться на общем положение банка. Учитывая его сложную структуру, быстро перестроится на новые условия практически невозможно. Ликвидность начинает быстро падать, что приводит к нарушению остальных показателей. В сложной экономической ситуации это может привести к краху. Повышение НОР на максимум 5% может привести к банкротству банка в виду невозможности исполнения требований ЦБ.

Резервные требования - часть депозитов, которые банки должны хранить в Центральном банке РФ для обеспечения их финансовой стабильности. Однако величина резервных требований может изменяться Центральным банком РФ в связи с осуществлением кредитно-денежной политики.

Увеличивая норму официальных резервных требований, ЦБ сокращает кредитную активность банка и предложение денег в стране и, наоборот, уменьшая официальные резервные требования, ЦБ увеличивает предложение денег в стране.

Депонирование (хранение) обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

В первые данный метод применили в США в 1933 г. Этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях - 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте - 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях - 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте - 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях - 5%. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

В 2011г. ЦБ РФ устанавливал следующие нормативы обязательных резервов:

Нормативы обязательных резервов повышаются по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%; по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,0%.

Нормативы обязательных резервов повышаются по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 3,5 до 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 3,0 до 3,5%.

Нормативы обязательных резервов повышаются по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 4,5 до 5,5%; по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 3,5 до 4,0%.

Меры воздействия, применяемые Банком России при нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов

При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета (корреспондентского(их)субсчета(ов)), открытого(ых) в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Штрафы за нарушение нормативов обязательных резервов, уплаченные кредитными организациями (взысканные Банком России в установленном порядке) поступают в доход федерального бюджета.

Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, депозитным операциям, операциям прямого РЕПО, обратного РЕПО, операциям "валютный своп", другим операциям Банка России).