"Царь-ванна" в Царском селе. Царь ванна в баболовском парке Баболовская ванна гранит вес 48 тонн

"Царь-ванна" в Царском селе. Царь ванна в баболовском парке Баболовская ванна гранит вес 48 тонн
Оказывается, не все знают про шедевр каменного мастерства наших предков - гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения (а не лапотность) наших предков - мне не понятно. Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить (как и в Александрийскую колонну, Исаакиевский собор, гранитные форты в Питере). И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона. Но предлагаю в начале официальную версию появления этого чуда:

Оригинал взят у a_lirika в Царь Ванна в Баболово

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.


Баболовский дворец был построен в эпоху Екатерины Второй (1785 г.), как одноэтажная дача-купальня для летнего отдыха. Здание красного кирпича выполнено в модном тогда готическом стиле и гармонично вписано в парковый ландшафт.

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну, которую подрядился изготовить известный петербургский мастер- каменотес Самсон Суханов.

Самсон Ксенофонтович Суханов родился в 1868 году в семье пастуха в деревне Завотежицы Вологодской губернии. В молодости работал батраком, бурлаком, сапожником, охотником; был ранен белым медведем, когда валил его с рогатиной. Но страстью Самсона с детства было рисование и лепка игрушек из глины.

Летом 1797 года с рыбным обозом Самсон пришел из Архангельска в Санкт-Петербург. Подрядился работать каменотесом на строительстве Михайловского замка, где и проявил себя самым лучшим образом. По окончанию строительства Михайловского замка организовал собственную артель. К тому времени Самсон выучился грамоте, умел проводить расчеты и читать архитектурные чертежи. Архитектор Казанского Собора А. Н. Воронихин доверил артели С. Суханова возведение внешней колоннады, а затем и внутренних колонн храма. За эту работу Самсон был награжден золотой медалью. Потом последовали заказы на Ростральные колонны, скульптурные группы Адмиралтейства, горного института, набережные… Работа выполнялась естественно вручную, только камень молоток и зубило, и конечно «на глазок», хотя и с удивительной точностью.

Нет ничего удивительного, в том, что придворный инженер Бетанкур обратился к известной артели каменотесов, и Суханов заключил в 1818 году договор на изготовление ванны, запросив за свою работу 16 тысяч рублей.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. (До сих пор не пойму как её доставляли вглубь континента - 27 верст по пересеченной местности?). Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным - 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна - 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что "сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита".

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены - восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками. Вот как выглядела эта конструкция в завершенном виде.

Работы закончились в 1829 году, а 4 года ранее умер Заказчик (Александр1) и унес с собой в могилу тайну назначения этого необычного сооружения. Как Заказчик хотел его использовать?

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды.

Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая - бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? - Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения. В пользу этой версии говорит план-реконструкция водоснабжения.


Сливного отверстия в ванной действительно нет. Но под фундаментом ванны есть коллектор для приема воды, а дно чаши располагается на 1,5 метра выше поверхности близь лежащего пруда. Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства. Таким образом, подобно «Царь пушке» и «Царь-колоколу», «Царь ванна" ни разу не использовалась по своему прямому назначению.

Вторая версия - «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, - космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи.."

Двадцатый век не пощадил Баболовский парк и дворец. Сначала прекратили ухаживать за парком, потом пилили на хознужды столетние деревья, потом пришла война и разрушила дворец. Но чаша сохранилась до наших времен в целости и сохранности! Немцы не смогли её вывезти, потому что в этой части Европы у них не было технических возможностей поднять и перевезти 50 тонного гиганта.

Не все знают о шедевре каменного мастерства наших предков – гигантской ванне в Баболовском парке, которая по качеству работы сопоставима, а по своим размерам превосходит саркофаг пирамиды Хеопса. Причём, этот объект, что в народе зовётся «Царь-ванной», занесён на страницы Книги рекордов Гиннесса, правда, его так и не считается музейным экспонатом. К этому уникальному гранитному шедевру власти относятся, словно к мусору.

Само собой, разница в возрасте между шедеврами Санкт-Петербурга и Египта огромная. Саркофагу в пирамиде не меньше пяти тысяч лет, а Царь-ванне меньше двух сотен лет. Поражают вес, размеры и техника обработки последней. Российские каменотёсы не создавали чего-либо подобного ни перед изготовлением Царь-ванны в конце XIX столетия, ни после. Даже современным мастерам, имеющим соответствующее оборудование по обработке гранита, подобный заказ будет выполнить нелегко.

Изначально вес красно-гранитная глыба с вкраплениями лабрадора зелёного цвета, из которой планировалось вырубить ванну, составлял более 160 тонн. Когда работа была завершена, ванна весила 48 тонн. Цифра большая даже в сегодняшние времена. Не каждая современная техника поднимет такой груз.

Интересно то, что в Царь-ванне никому никогда купаться не доводилось. О причинах узнаете немного позже. И тут опять можно вспомнить саркофаг из пирамиды Хеопса. Исследователи выяснили, что саркофаг не был последним пристанищем египетского фараона. Хоронили его в другом месте, да и пирамида, что вполне вероятно, усыпальницей не являлась. Об истинном предназначении величайших объектов, выполненных из гранита, до сих пор никто так ничего и не знает!

Экспонаты Кремля в Москве – Царь-пушка и Царь-колокол известны всей нашей планете и доступны гостям российской столицы, чего не скажешь о Царь-ванне, которая заброшена в Баболовском парке, расположенном под Санкт-Петербургом. Почему существование этого шедевра держится в строжайшем секрете, всю информацию будто намеренно скрывают и не подвергают огласке? Что мешает государственным властям вывезти его из руин Баболовского заброшенного дворца и представить мировой общественности, как те же вышеназванные московские Царь-колокол и Царь-пушку? Наверное, причины есть, и довольно серьёзные.

Из истории мы знаем, что дворец и парк свои названия получили по имени деревушки Баболово, какую императрица Екатерина II преподнесла в дар светлейшему князю Григорию Потёмкину, являвшемуся её фаворитом. Так как деревню окружали густые леса, решили парк не сажать, а под него приспособить лесной участок. Территория была расчищена, осушена и засажена дубами и лиственницами, которые раньше не росли в этих местах. Она стала напоминать английский парк. В 1785-м в нём построили деревянный, а потом каменный дворец. Это было одноэтажное летнее здание с наличием семи комнат, выполненное в модном тогда готическом стиле. Из-за того, что дворец располагался отдалённо, его посещали редко, и через десять лет он обветшал.

Вторым рождением данного сооружения стали годы его перестройки (1824-1825). Ею занимался автор Спасо-Преображенского и Троицкого соборов, Нарвских и Московских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге и провиантских складов в Москве архитектор В. Стасов.

Народные предания гласят, что в 1823 году внук Екатерины Великой Александр I, которому нравилось холодное купание, распорядился, чтобы в Баболовском дворце сделали перепланировку, и построили вместо беломраморной ванны гигантскую гранитную ванну. Из-за этого Стасов был вынужден расширить главный зал, для размещения в нём «новой» гранитной ванны. Причем, строители вначале устанавливали Царь-ванну, и лишь затем возводили стены зала вокруг неё. К ванне шла чугунная лестница с перилами, которая опиралась на колонны, сделанные из того же чугуна, и имела смотровые площадки. Сейчас их как будто и не было! Наверное, ещё в эпоху СССР чугунные конструкции демонтировались и были пущены на металлолом.

Есть некоторые сведения, что уникальную ванну из гранитного монолита заказали известному Петербурга Самсону Суханову, возглавлявшему изготовление ростральных колонн возле Биржи на Васильевском острове и помогавшему создавать пьедестал московского памятника Минину и Пожарскому.

Родился Самсон Ксенофонтович Суханов в 1768 году в селе Завотежицы из Вологодской губернии. Его отец был пастухом. Будущий создатель шедевра в молодые годы работал бурлаком, батраком, сапожником, охотником; его ранил белый медведь, когда Самсон валил животное с рогатиной. Однако страстью Суханова ещё с детских лет была лепка глиняных игрушек и рисование.

Самсон Суханов

Летом 1797 года он прибыл с рыбным обозом из Архангельска в Северную столицу. Там Самсон начал работать каменотёсом на сооружении Михайловского замка, проявив себя в деле наилучшим образом. Когда строительство закончилось, он организовал свою артель. Суханов тогда уже выучился грамоте, мог читать архитектурные чертежи и проводить расчёты. Зодчий Казанского собора А. Воронихин доверил его артели возводить внешнюю колоннаду, а потом и внутренние колонны храма. За данную работу Суханова наградили золотой медалью. Дальше поступили заказы на скульптурные группы Адмиралтейства, горного института, Ростральные колонны, набережные и т.д. Работа, конечно, выполнялась вручную, с использованием молотка и зубила, и, естественно, «на глаз», правда, с необыкновенной точностью.

Не стоит удивляться, что инженер Бетанкур, состоявший при царском дворе, обратился к прославленной артели каменотёсов, после чего, Суханов заключил с ним в 1818 году соглашение на изготовление ванны, взяв 16 тысяч рублей за работу.

В этом же году с одного из островов Финляндии была доставлена гранитная глыба, весившая более 160 тонн. Мастерам оставалось только отсечь всё ненужное (120 тонн). На работу ушло десять лет, и её выполнили в срок с наивысшим качеством. В итоге, получилась гранитная полированная ванна с высотой 196 см, глубиной – 152 см, диаметром – 533 см и весом в 46 тонн. В неё вмещается восемь вёдер воды – около восьмидесяти тысяч литров!

Мастера, при этом, смогли продемонстрировать удивительное чувство камня. У стен чаши минимальная толщина – 45 см, и это позволяет выдерживать давление многотонной водной массы, являясь, при этом, для хрупкого гранита пределом. Профессор и искусствовед Я. Зембицкий говорил, что со времён Древнего Египта такого колоссального из гранита ничего больше не было. Когда завершились камнерезные работы, то вокруг ванны соорудили стены – восьмиугольную башню. В помещении сделали по периметру на кронштейнах чугунные мостки со спусками, перилами, а также смотровыми площадками.

Работы закончились в 1826 году, а за четыре года до этого скончался заказчик – Александр I, унеся в могилу тайну предназначения этого уникального сооружения. Как он планировал его использовать?

Данные, что на вырубку ванны целых десять лет, заставляют сомневаться, что она делалась по распоряжению императора, и вот почему! Если бы Александр действительно приказал соорудить ванну во дворце, то с трудом верится, что он ждал бы десять лет, чтобы искупаться в этом чане из гранита. Приказы государя исполнялись в самые короткие сроки, а такой срок можно назвать уже долгостроем!

Вызывает сомнение ещё один момент. В официальной истории перестройки Баболовского дворца и его реконструкции просматриваются явные разночтения. Как говорилось выше, архитектор был вынужден расширить главный зал, чтобы поставить там Царь-ванну, строители же возвели его стены лишь тогда, когда эта ванна уже стояла. Если дворец перестраивался всего лишь два года, то выходит, что Царь-ванна там уже стояла.

Здесь просматривается явная нестыковка. Если император повелел соорудить ванну в 1823 году, реализация проекта заняла десятилетие, значит, то в главном дворцовом зале её должны были поставить не ранее 1833 года. Но к тому времени, как гласит летопись, дворец закончили перестраивать ещё восемь лет назад, и Царь-ванна занимала своё место.

Какую же тогда ванну Самсон Суханов вырубал из гранита, и изготовлял ли он вообще её? Как Царь-ванну могли установить в Баболовском дворце ещё перед тем, как её изготовили? Тут снова появляется ассоциация с гранитным саркофагом в Египте, установленным в центральной камере хеопсовской пирамиды в период её строительства. Исследователи увидели, что саркофаг оказался больше, чем входной проём в камеру. Поэтому строители его вынуждены были внести в помещение перед возведением стен и потолка камеры внутри пирамиды.

Любопытно, что нынешние учёные, тщательно изучив саркофаг пирамиды Хеопса, сделали вывод – его создавали вовсе не для фараона. Так и не было выяснено, какие он выполнял функции, хотя версий достаточное количество. Подобная ситуация складывается также с Царь-ванной! В ней столько же загадок, сколько и в египетском саркофаге.

О впечатляющих размерах ванны писалось выше. Сделать вручную данный гранитный шедевр не представляется возможным. Здесь нужны были инструменты, легко резавшие и обрабатывавшие гранит, ещё мощные подъёмные установки, которые могли поднимать гранитную глыбу в 160 тонн и поворачивать её. Когда смотришь на фотографию Царь-ванны, то создаётся впечатление, что вырезали её на громадном токарном станке.

По ходу изучения Царь-ванны появляется множество вопросов! Как в ней разогревалось такое немыслимое количество воды, и как она поддерживалась в тёплом состоянии? Ещё больше озадачивает тот факт, что в ванне отсутствует сливное отверстие, следовательно, каким образом тогда сливалась вода. Сегодня есть две версии, которые объясняют, для чего была предназначена баболовская чаша. Первая из них – бытовая. Семья Романовых в летнее время традиционно находилась в Царском Селе или Петергофе. В жару существовала потребность освежаться в прохладной воде. Так как августейшие особы, особенно дамы, не могли оголяться на публике, то они могли сделать собственный refreshing в данном бассейне.

Почему бассейн изготавливался не из пропилена? Потому что кроме гранита других материалов в то время не было.

Почему не подогревалась вода? Потому что бассейн собирались использовать только летом и только с целью охладиться. В пользу такой версии говорит реконструкционный план водоснабжения.

В ванной действительно нет сливного отверстия. Правда, под её фундаментом имеется коллектор, принимающий воду, дно чаши же расположено на полтора метра выше, чем поверхность близлежащего пруда. По всей вероятности, когда завершились основные работы, наследники, из-за смерти заказчика (Александра I) решили не устраивать бассейн, а демонстрировать ванну в качестве предмета камнерезного искусства. Из этого следует, что Царь-ванна, как и её московские «коллеги» ни разу не применялась по своему настоящему предназначению.

Ещё одна версия – «масонская». Те, кто её придерживается, баболовский дворец с ванной рассматривают, как будущий основной масонский храм. В дворцовых декорациях, при этом, они усматривают большое количество масонских знаков. Эту версию опровергает тот факт, что Александр I издал в 1822 году высочайший рескрипт, предусматривавший уничтожение масонских лож и любых тайных обществ. Тяжело поверить, что русский государь, избавляясь от лож, оставил одну себе.

Существует также и «космическая» версия. Как писал некий Ю. Бабиков, «не стоит сомневаться, что сама чаша является элементом антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ колебаний для космической сверхдальней связи».

Возможно даже, Царь-ванна вырубалась не каменотёсами эпохи Александра I. Может быть, она в Баболовском лесу покоилась ещё до создания парка и дворца. А когда эта находка была найдена, то архитекторов дворца осенила идея сделать тут купальню, приспособив, таким образом, гранитный чан, как ванну. Вокруг объекта соорудили стены купальни, после чего, в народе появилось такое новое обозначение, как «Царь-ванна». Нот только, кто её настоящий создатель остаётся под завесой тайны, поэтому гранитный шедевр и не выставляют на всеобщее обозрение. Смогли ли бы каменотёсы времён правления Александра I вырубить из красногранитного цельного монолита такую гигантскую чашу? Ведь даже в нынешние времена это сделать довольно проблематично.

Баболовский парк и дворец постигла трагичная история. Сначала перестали ухаживать за парком, затем пилили на хозяйственные нужды вековые деревья, ну а дальше наступила Великая Отечественная война, которая разрушила дворец. В результате бомбёжек рухнули его своды, большинство его строений стали руинами. И лишь таинственная ванна остаётся в целости и сохранности. Имеется информация, что немецко-фашистские захватчики намеревались вывезти её, но сделать это им не удалось, потому что у них отсутствовали технические возможности, чтобы поднять и перевезти этого 50-тонного гиганта.

В наши дни стоимость реконструкции Баболовского дворца, а также прилегающей к нему местности, оценивают в сто миллионов долларов. Однако инвестор, к сожалению, не находится. В голове просто не укладывается данный экономический парадокс: два столетия назад у России, которая была вооружена зубилом и молотком, имелись возможности для создания этого чуда, современная же РФ не может просто его содержать, пользоваться и демонстрировать. Неужели страна ослабела в материальном и техническом плане?

В Баболовский парк и дворцовым руинам туристов, увы, не водят. Объекты эти даже не упомянуты в путеводителях. Вдобавок, в здешнем краеведческом музее отсутствует информация, как о парке, так и о ванной! Это можно понимать в качестве удивительного безразличия к собственной истории или наглядного примера умалчивания и умышленного скрытия объекта, что не поддаётся научному объяснению?

Что общего между Царь-пушкой, Царь-колоколом и Царь-ванной? Ни один из этих артефактов не использовался по прямому назначению: Царь-пушка никогда не стреляла, Царь-колокол никогда не звонил, а в Царь-ванне, скорее всего, никто никогда не купался.

Но если первые два - экспонаты Московского Кремля - известны во всем мире, то Царь-ванна скромно прячется на окраине Баболовского парка в Царском Селе, в стороне от туристских маршрутов. И это тем более странно, потому что Баболовская чаша - подлинный шедевр камнерезного искусства. Но кто и когда ее сделал - большая загадка.

Чудо в руинах

Что было раньше: курица или яйцо? Над этим вечным вопросом тщетно бились многие поколения схоластов. Но в нашем случае «яйцо» точно было раньше «курицы». То есть сначала установили огромную круглую гранитную ванну и лишь потом возвели вокруг нее стены и куполообразный свод. Впрочем, обо всем по порядку.

Баболовский парк не избалован вниманием гостей Царского Села. Он не изобилует архитектурными достопримечательностями, да и вообще сильно запущен, больше походит на лес. Зато здесь тишина, покой и свежий воздух. А если пройти по главной аллее - Баболовской просеке - почти до ее конца, а потом свернуть направо, то можно выйти к большому пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.

На другом берегу - руины из красного кирпича - все, что осталось от Баболовского дворца, разбомбленного во время Великой Отечественной войны фашистами и до сих пор не восстановленного. Впрочем, развалины обнесены забором, и на воротах висит табличка о том, что здание находится на реставрации. Имеются и охранник, и сторожевые собаки.

Но если вам удастся договориться с ними и заглянуть через пролом в стене внутрь восьмиугольной башни, вашему взору откроется настоящее чудо - гигантская чаша идеально круглой формы, вытесанная из цельной гранитной глыбы, как гласит официальная история, по повелению императора Александра I мастерами петербургской артели Самсона Ксенофонтовича Суханова.

«Произведение Русского Ваятеля»

Каменотесы трудились над царским заказом семь лет - с 1811 по 1818 год. 160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна - непосредственно в каменоломне или близ места установки - доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.

Вес ее - 48 тонн, диаметр - 5,33 метра, глубина - 1,52 метра, высота - 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Например, только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).

Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. К тому же в то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!

Не зря современники восхищались этим уникальным творением. Вот что писал в «Отечественных записках» за 1818 год Павел Петрович Свиньин: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани... Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства...»

Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.

Загадки Баболовской чаши

И все же эта великолепная чаша таит в себе немало загадок. Историки считают, что она использовалась для купания членов царской семьи в жаркие летние дни. Негоже ведь монаршим особам появляться в неглиже перед взорами досужей публики! Но возникает вопрос: как же она заполнялась? Неужели все 800 ведер заливались в нее вручную, так сказать, по первому требованию?

Писатель и журналист Михаил Иванович Пыляев повествует о способе заполнения бассейна кратко и весьма туманно: «Когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Также непонятно, как потом вода сливалась: ведь никакого сливного отверстия в ванне нет.

И вообще Баболовский дворец - и не дворец вовсе. Нельзя же так громко именовать дом, где всего 10 комнат (или даже семь, если считать всю правую, «банную», часть за одно помещение). Это и не баня, а, скорее, поэтическое место уединения, романтических свиданий, тихого отдыха после охоты, бала и прочих шумных придворных увеселений. Так что есть подозрение, что в этой «бане» никогда не мылись, а в ванне не купались.

Еще большей инженерной загадкой является то, каким способом был доставлен гранитный блок к стенам Баболовского дворца. Хорошо известно, каких неимоверных усилий стоило привезти знаменитый Гром-камень для пьедестала памятника Петру I к Исаакиевскому собору.

Но он перевозился по Неве на барже, а потом оставалось протащить его какую-то сотню метров. А в нашем случае 160-тонную глыбу надо было тянуть несколько десятков верст по сильно пересеченной местности - и это в эпоху, когда не было ни пара, ни электричества!

И даже если предположить, что чаша вырубалась непосредственно в каменоломне, вследствие чего груз стал вчетверо легче, все равно задача ее транспортировки кажется непосильной.

Заметим, что в Великую Отечественную войну немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта из дворца в Германию: не нашлось у них подходящего оборудования и транспортных средств.

Неоднократно высказывались сомнения, что Баболовская чаша изготовлена вручную. Вот что пишет один токарь (орфография и пунктуация сохранены): «Нам, извините за выражение “впердюливают" что ее якобы зделал данный мастер: Суханов... делал аж семь лет, стругал как “папа Карло” полировал и так далее... чушь полнейшая... со всей ответственностью как (токарь-универсал 5-го разряда) я заявляю, это машинная обработка, вогнутые, выпуклые поверхности сей ванны, наиточнейшая окружность по всему диаметру, точно сферическая поверхность нижней части ванны, внутри по низу как же наиточнейшая (неразборчиво) по всему диаметру... такое изделие невозможно зделать в ручную, а уж тем более отполировать... такое впечатление складывается, что только вчера она вышла из под станка... полировка (темно, на фото не видно) как у колон Исаакия класса 4-5. Этого невозможно достичь без высокоскоростных полировальношлифовальных инструментов».

Но если уважаемый мастер прав и чаша сделана посредством машинной обработки, откуда взялся такой огромный токарный станок? Остается предположить, что этот артефакт гораздо древнее, чем считалось до сих пор, и достался нам в наследство от некой высокоразвитой цивилизации, давным-давно исчезнувшей с лица Земли.

Заметим, что с грандиозностью гранитного чуда Баболовской чаши сопоставим разве что саркофаг в пирамиде Хеопса, которому как минимум 5000 лет (а скорее всего, гораздо больше). Кстати, современные исследователи пришли к выводу, что этот гранитный ящик вовсе не предназначался для погребения фараона. А какие функции он выполнял на самом деле, неясно.

Такая же ситуация складывается и с Баболовской чашей. Версий о ее предназначении множество. К примеру, предполагают, что лежала она где-то в окрестных болотах с незапамятных времен и была случайно обнаружена в начале XIX века. А писатель Юрий Бабиков заявил: «Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи».

Сомнения-то как раз есть. Неоспоримо одно: перед нами - шедевр камнерезной техники. Сделать нечто подобное крайне сложно даже при современном развитии технологии, на современных станках.

А если камнерезы XIX века умели делать такие вещи, почему это умение было утрачено их потомками? И наконец, почему этот артефакт много лет скрыт от глаз людских и находится чуть ли не на свалке? Внятного ответа на эти вопросы нет.

Валерий НИКОЛАЕВ

Есть в Царском Селе под Питером такой Баболовский парк, самый дикий и заросший. На дальней окраине возле пруда из кустов выглядывают красные кирпичные руины Баболовского дворца. Снаружи ничего примечательного, зато в полуподвале стоит любопытный артефакт начала XIX века - циклопических размеров гранитная чаша.
Экскурсии сюда не водят, даже в путеводителях не пишут, и далеко не каждый петербуржец вообще знает о её существовании. А зря. Вещь уникальная: во-первых ручная работа, во-вторых, как говорят, самый большой монолитный каменный сосуд в мире.


К последнему утверждению я бы отнесся скептически, официальных данных на сей счет не нашел. Тем не менее царь-жбан имеет действительно впечатляющие размеры:
высота — 195.5 см
глубина — 151.1 см
диаметр — 533 см

История создания и предназначения чаши до конца не ясна. Известно, что по повелению государя Александра I проектом занимался знаменитый генерал-лейтенант Августин Августинович Бетанкур. Это тот самый инженер Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина, который вовремя свалил из сраной Испашки перебрался из Испании в Россию в поисках лучшего применения своих талантов и сразу подключился здесь практически ко всем сколь-нибудь значимым государственным стройкам, проектировал мосты, дороги, каналы, заводы, дома и перекрытия, а в Петербурге, например, его любят за установку Александрийского столпа.

Исполнение заказа на ванну Бетанкур поручил петербургскому каменотесу Самсону Суханову за 16 тысяч рублей. Не лично конечно, но его артели. Тем не менее работа заняла 7 лет - с 1811 г. по 1818 г.

Статья основателя и первого редактора "Отечественных записок" П.П. Свиньина от 1818 г. "Приключения Суханова, природного русского ваятеля" содержит немало художественных вольностей, однако это первое свидетельство о чаше:
Наконец окончил Суханов нынешним годом прекрасную, единственную ванну для Бабеловской бани.
Она вышиною 2 аршина 12 вершк., глубиною 2 арш. 4 верш. И в диаметре 7,5 аршина.
Многие из петербургских жителей ездили нарочно смотреть сие произведение русского ваятеля. Оно тем заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из граниту. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства, которое тем еще для него похвальнее и славнее, что не прибавил он ни сколько цены, предлагаемой ему за таковую же ванну, составленную из четырех частей!

Сей удивительный кусок гранита найден им на одном из Финляндских островов и перевезен водою. Он весил сначала до 10,000 пудов, а ныне 3,000 . Во многих местах приметны на нем части лабрадора, что при солнечном сиянии делает его блестящим.

В пересчете на привычные меры выходит 10000 пудов около 160 тонн, а 3000 около 48 т.

Каким образом доставили исполинскую чашу сюда - загадка: водных путей поблизости нет. Также не ясно, где её изготавливали, прямо в каменоломне на одном из Финляндских островов, или уже на месте.

Моя фигура на фото не для блезиру, но ради сопоставления масштаба

Чаша идеально круглая. Несомненно, работа велась не на глазок, а по лекалам. В некоторых источниках говорится, что ванна была закончена в 1818 году, после чего ещё десять лет до 1828 года производилась полировка на месте.
На поверхности кое-где видны сколы, они могли появиться уже во время Великой Отечественной при немцах

Самсон Суханов происходил из вологодских мужиков. В 1800 г. он приехал в Петербург поработать на стройке, быстро освоился, овладел ремеслом каменотеса и вскоре превратился в крупного мастера и подрядчика. Он создал множество городских объектов, например, колоннаду Казанского собора, каменное обрамление стрелки Васильевского острова, Ростральные колонны, руководил вырубкой гранита под Выборгом для последней версии Исаакиевского собра, и многое другое.

Утверждается, что при работе над Баболовской чашей Суханов превысил смету, что стало оной из причин его разорения. В 1840 г. он обращался с прошением к наследнику престола Александру II:
"Ванна, из цельного отруба огромной величины гранита, которую сделал я по повелению в бозе почившего...Вашего Императорского Высочества Дяди, ...Государя Императора Александра Павловича, заслужила одобрение лучших знатоков в сем деле, и я радостно наслаждаюсь лестными отзывами, хотя и понес в сей работе действительного убытку не менее семи тысяч рублей, ибо увлечась... оную сделал по контракту только за шестнадцать тысяч рублей"

Стоит ванна на четырех гранитных брусьях. Под полом имеется приличный подвал с кирпичной арочной кладкой. Возможно он использовался для подогрева воды каким-то хитрым способом. Ровно под центром ванны снизу имеется окошко, а в самой ванне посередине просверлена дырка диаметром около 3 см. Никаких научно-исторических данных не существует, можно лишь предполагать, что это сливное отверстие.

В подвал я не полез, очень уж грязно там, валяются бутылки, бумажки и прочий мусор.

Также не вполне понятно как наполнялась ванна. Известно, что близ Баболовского дворца проходила ветка Таицкого водовода - ещё одного интересного инженерного сооружения, снабжавшего водой Царское село.
Цитата 1892 г. из М. Пыляева:
"...когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну" .

Баболовский дворец изначально строился как крытая купальня ещё при Екатерине II близ Таицкого водовода в районе финской деревни Баболово.
В 1780 г. по велению императрицы был выстроен деревянный дом, который через два года сломали и начали возведение на его месте более капитального - каменного с мраморной ванной посередине.

Рисунок Джакомо Кваренги:

В 1823-1825 годах дворец был перестроен архитектором В.П. Стасовым ради размещения новой гранитной ванны взамен бывшей небольшой мраморной

После 1917 года во дворце располагалась школа военных лётчиков. Возможно поэтому он и превратился в руины во время Второй мировой - военный объект был обозначен на немецких картах. Однако кирпичный свод над павильоном уцелел, благодаря чему в целости сохранилось творение Самсона Суханова

От балкончика по окружности остались лишь кронштейны

И каркас чугунной лестницы

В целом Баболовский дворец совмещал функции уединенного места для пребывания царских особ и размещения важных гостей в летнее время, а также для приятного отдыха и приема банно-оздоровительных процедур.

Так выглядел дворец на открытке 1901 года:

Так выглядит в 2015 г.

В прошлом году его обнесли синим забором и поставили охранника. Видимо наконец взялись за восстановление

Надпись для устрашения любопытствующих зевак

Хотя никаких признаков восстановительных работ не наблюдается, всё только заросло травой

В 1973 году была неуклюжая попытка реставрации. Разрушенные стены кое-как доложили кирпичом. Качество кладки хуже чем в колхозном овощехранилище. Над проемами советские бетонные плиты

Прошло много времени и самое удивительное и интересное, что этот пост нашел отклик среди интернет аудитории, на мою страничку стали ссылаться и это здорово:)

Но главное, что сам еще ни разу не был в этом месте и своими глазами гранитную царь ванну не видел.

Пора было это исправить. Поэтому в очередной выходной, когда мы думали куда бы поехать, выбрали именно этот вариант.

Гранитная Царь-ванна в Баболовском парке

Очень странное дело, в Баболовский парк и к руинам дворца, где покоится царь ванна, туристов не водят. Эти объекты даже не упоминаются в путеводителях. Более того, в местном краеведческом музее нет информации ни о парке, ни о ванне!

Каких либо четких инструкций как добраться до места я не нашел. Вообще, это удивительно, возможно, что только для меня, занимающегося камнеобработкой это монументальное изделие из гранита кажется потрясающим, а на самом деле это что-то обычное? и поэтому о царь ванне никто не знает и она совсем не представляет интереса?

Лично мне так не кажется. Даже просто представить трудно сколько труда было вложено. Более 10 лет известный петербургский каменотёс Самсон Суханов ее вытачивал из целой глыбы гранита.

Но почему-то на адмиралтейский столп мы ходим смотреть и восторгаемся им, смотря на колонаду исаакиевского собора, восхищаемся работой и радуемся, что она устояла после немецких бомбежек во время Великой отечественной Войны, а царь ванна, которую немецкие захватчики хотели забрать с собой, но не смогли сдвинуть даже танками, стоит в руинах и до нее нет никому дела.

Царь-Ванна, как мы добрались

Во время моих поисков, найти информацию, где же конкретно находится царь ванна мне не удалось. Есть много упоминаний, что в баболовском парке и на территории отеля потемкин, но чтобы было написано — Вам нужно поехать по такой то трассе или сесть на такой-то автобус и проехать до вот этого поворота не было.

Сейчас я, конечно, понимаю, что найти царь ванну не составляет труда, но не тогда.

Я уверен в том, что если бы информации «как добраться до царь ванны» было бы больше, то желающих посетить это место поприбавилось бы точно

Поэтому мне захотелось рассказать о нашем небольшом путешествии и показать где же находится это потрясающее изделие из гранита — Царь Ванна.

На одном из сайтов я все-таки нашел координаты места, где находится царь ванна. Введя их в навигатор, я был очень удивлен. От Екатерининского парка в Пушкине на машине ехать всего-то минут 10.

Вот GPS-координаты: N59.70867 E30.34438

Главным ориентиром является отель Потемкин, что по адресу Красносельское ш., 85 — именно через его территорию нужно проходить.

Тут никаких сложностей возникнуть не должно. Для машин есть выделенная стоянка, на охране можно сказать, что идете посмотреть царь ванну, каменную ванну или гранитную ванну, вас поймут и пропустят, вход свободный

По крайней мере, нас даже ни о чем не спрашивали и мы прошли совершенно спокойно.

со стоянки нужно идти прямо по дорожке, никуда не сворачивая. Обойдя здание отеля с правой стороны вы окажитесь около небольшого вытянутого озера. Возможно, летом можно пройти на прямую через лес, но зимой и лезть через сугробы не хотелось.

встав на мостик рядом с отелем, мы быстро сориентировались и поняли как нам нужно идти:

Кирпичное строение, в котором стоит царь ванна, находится совсем рядом метрах в 150 и хорошо просматривается через лес баболовского парка. А по правому берегу была протоптана тропинка, немногочисленными посетителями, по которой мы и пошли дальше до следующего мостика.


Пройдя примерно метров 50 по тропинке (примерно половину), мы увидели здание целиком и поняли, что идем в правильном направлении


Вид со второго мостика.

Здание мы обошли по правой стороне, здесь дорожка была расчищена и идти было гораздо удобнее чем по сугробам.


Здесь произошло интересное событие, по крайней мере для меня. Обходя строение, мы встретили парочку молодых людей, которые только что посетили это место и возвращались обратно. В руках они держали телефон и что-то рассматривали.

Совершенно случайно я посмотрел на экран и увидел, что в данный момент они были в интернете и читали информацию о царь ванне и угадайте на каком сайте она были

В этот момент меня просто распирало от гордости

На волне положительных эмоций мы обошли здание и тропинка нас привела к незаложенному окошку, через которое можно было увидеть предмет нашего интереса


Через это окошко, собственно, и открывается полный вид на комнату, где находится царь ванна.

Честно говоря, чувства меня переполняли. Только представьте…

Лес, нет никого из людей, вы видите полуразрушенное здание, у которого заложены все окна, заглядываете внутрь и видите ЭТО. Чувства такие, словно нашел клад


Обстановка вокруг, конечно, оставляет желать лучшего. Вокруг царь ванны стоят деревянные леса, потолок полуразрушен и немножко жутковато. Но от вида столь огромного изделия из гранита просто захватывает дух


Я не удержался от соблазна залезть в нутрь и потрогать царь ванну руками.

Только находясь рядом с нем можно почувствовать насколько она огромная


Размеры царь ванны впечатляют… Я бы даже сказал, что это не ванна, а целый бассейн из гранита


Камень зимой является аккумулятором холода, поэтому сейчас вся гранитная ванна была покрыта инеем, но сквозь него была видна полировка, которая продержалась почти 200 лет.


Как использовали Царь-Ванну

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.

Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду:)) побывав на месте, я сильно усомнился в правдоподобности этой версии.

Действительно, под ванной есть ниша:


Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние.

Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой.

Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно.

Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах

Лично мне больше верится в другую версию, которую я слышал.

Дело в том, что Александр I, для которого и была изготовлена эта гранитная ванна, был большим любителем холодного купания. И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой.

Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать — это своеобразный аккумулятор холода.

Ванна стоит в нише под землей и в помещение скорее всего всегда прохладно летом. А небольшое озерцо летом нагревается.

Возможно, поэтому и была задумана царь ванна из гранита, чтобы летом можно было искупаться в холодной воде.

В те времена к ванне вела чугунная лестница с перилами, опиравшаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками.


К сожалению, до наших времен они не сохранились… От них не осталось и следа! Видимо еще в советские времена чугунные конструкции демонтировали и пустили на металлолом.


Пока мы завороженно разглядывали царь ванну, стало смеркаться и внутри стало совсем темно… пора было уже возвращаться.

И, напоследок, мы оставили небольшое послание в виде названия сайта, где можно будет прочитать о нашем путешествии к царь ванне:)))

Кстати, если Вам интересно где нам удалось побывать и какие удивительные находки мы обнаружили, то то обязательно


А Вы знали о Царь-ванне?

Возможно Вы тоже видели необычные изделия, напишите об этом в комментариях…