Арт-терапия для детей и родителей. Мастер-класс "использование элементов арт-терапии в работе доу"

Арт-терапия для детей и родителей. Мастер-класс
Арт-терапия для детей и родителей. Мастер-класс "использование элементов арт-терапии в работе доу"

Методы арт-терапии в работе с семьей.

Введение

Вывод

Список литературы

Введение

Термин «Арт-терапия» (терапия искусством) впервые был употреблен А. Хиллом в 1938 году при описании занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством. В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны в тесной связи с психотерапией. Терапия осознанным самораскрытием в творчестве вышла из психоанализа 3. Фрейда, аналитической психологии К.Юнга, из психодрамы Морено и из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением американского педагога М. Наумбург.

По мнению А. Копытина, арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины - психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. На основе обобщения определений арттерапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, А. Копытин предлагает рассматривать арттерапию как «совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска».

Арттерапевтические техники дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.

Как и семейная психотерапия, семейная арт-терапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт-терапии дает основной материал для исследования и решения семейных проблем.

Развитие семейной арт-терапии происходило параллельно с развитием семейной психотерапии. Одновременно несколько специалистов в США (Ханна Квятковска, Джудит Рубин, Херриет Вейдсон и другие) стали развивать данный подход, акцентируя внимание преимущественно на прикладных, эмпирических аспектах работы. Пионеров семейной арт-терапии привлекала возможность исследования тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса). Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют также членам семьи перестроить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодействия. Применение таких средств делает многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы более наглядными и понятными для членов семьи. Кроме того, применение невербальных средств самовыражения «уравнивает» возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и способствует получению членами семьи нового опыта взаимодействия друг с другом.

1.Задачи семейной арт-терапии

терапия визуальный квятковска вербальный

Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач (Ландгартен Х., 2001):

Исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами;

Изучение родительского влияния;

Изучение прошлого и текущего опыта семьи;

Выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи;

Осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи;

Определение транзакционных конфигураций;

Выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия;

Диагностика актуальных семейных конфликтов;

Коррекция родительского поведения;

Обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем;

Развитие у членов семьи способности к независимому функционированию.

Диагностика в семейной арт-терапии основана на выполнении членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками нарративного и визуально-нарративного подходов, связанных с созданием и восприятием устных и письменных повествований. Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арт-терапии. Примерами диагностических техник семейной арт-терапии могут служить:

Рисование семейного герба;

Изображение сцен семейной жизни;

Совместный рисунок, скульптура или фотоколлаж на свободную тему;

Создание каракулей с последующим обсуждениием и прорисовыванием образов;

Рисование «семейного портрета» в виде реалистического или метафорического изображения членов семьи (при метафорическом изображении участникам занятий предлагается изобразить членов своей семьи в образах животных или предметов, символически обозначить членов семьи разными цветами либо подобрать иллюстрации из журналов, ассоциирующиеся с разными членами семьи);

Изображение дома с находящимися в нем членами семьи, занимающимися какими-либо делами;

Изображение значимых семейных событий -- приятных или неприятных (семейных праздников, совместного отдыха и пр.);

Изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного из членов семьи и т. п.);

Изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным;

Иллюстрирование различных семейных ситуаций (приятных или неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков;

Изображение желаемого будущего и целей семьи;

Изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается нарисовать основные вехи развития семьи, наиболее важные события в семейной жизни;

Изображение любимых занятий и увлечений;

Создание композиций в песочнице на свободную или заданную тему.

Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в некоторых случаях членам семьи предлагается сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке. Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена благодаря наблюдению за процессом обсуждения. Иногда членов семьи просят сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений. В процессе семейной арт-терапии проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.

Психокоррекция в условиях семейной арт-терапии основана на следующих факторах:

На осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,

На отреагировании и принятии чувств,

На получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания,

На освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия,

На обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.).

Коррекционные техники могут включать:

Парное рисование или выполнение в паре иных творческих проектов (связанных с созданием повествований, фотографий и т. д.), направленное на то, чтобы разбить триангуляции,

Создание индивидуальных рисунков или фотографий с их последующей интеграцией в общий рисунок или фотоальбом (фотоэкспозицию),

Совместное рисование и реализация фотопроектов на основе предварительного распределения ролей и функций,

Консультирование (инструктирование) родителей,

Определение правил поведения,

Выражение чувств, связанных с семейными отношениями, посредством рисования и иных форм творческого самовыражения,

Изображение конфликтных ситуаций и путей их преодоления,

Положительное подкрепление в ходе совместной работы,

Техники, ориентированные на актуализацию и осознание семейных ресурсов (например, создание семейных гербов, талисманов, предметных композиций -- ассамбляжей из предметов, ассоциирующихся с семейными ресурсами: семейными ценностями, традициями, верованиями, опытом совместной деятельности и др.).

Ценным источником информации о семье и средством перестройки и развития семейных отношений могут служить разные способы использования фотографий -- техники семейной фототерапии и фото-арт-терапии.

2.1 Семейная оценочная процедура Ханны Квятковска

Х. Квятковску нередко считают прародительницей семейной арт-терапии. Ее карьера арт-терапевта началась, когда она устроилась на работу в Национальный институт психического здоровья США. Именно там она стала впервые применять изобразительные средства в работе с семьями. Она создала специальную оценочную процедуру и использовала ее с семьями, в которых есть взрослые или подростки с психическими расстройствами. Сама Х. Квятковска (Kwiatkowska H., 1978) отмечает, что «семейная арт-терапия в качестве основного метода лечебно-коррекционного воздействия на семью связана с применение инновационных изобразительных техник с целыми семьями. Она требует серьезной психотерапевтической подготовки в дополнение к специализации по арт-терапии».

1. Свободный рисунок: каждый член семьи рисует то, что придет ему в голову.

2. Рисунок с изображением семьи: каждый член семьи должен нарисовать свою семью, включая всех ее членов, в том числе, себя. Фигуры членов семьи должны изображаться по возможности целиком.

3. Абстрактный портрет семьи. Данное задание является наиболее сложным для объяснения. Вначале специалист просит членов семьи изобразить абстрактный портрет всей семьи, затем дожидается возможных вопросов тех членов, кто не понимает инструкцию.

4. Рисунок на основе каракулей: членам семьи предлагается каждому нарисовать каракули, и на их основе затем создать образ. Члены семьи могут вращать лист вокруг оси, добавлять к каракулям новые изобразительные элементы или оставить исходный рисунок без изменений.

5. Совместное создание каракулей. Данное задание предполагает такое же начало, что и в предыдущем задании. Однако, создав индивидуальные каракули, члены семьи должны затем выбрать какой-либо один рисунок и на его основе совместно создать изображение. Данное задание позволяет увидеть, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, насколько они способны работать в тесном контакте, на одном листе бумаги, и как проявляются их личные границы. После выполнения задания арттерапевт переходит к сравнению индивидуальных каракулей с рисунком, который создан совместно.

6. Свободный рисунок. Второй свободный рисунок рассматривается как наиболее важный из всех заданий, поскольку он выявляет способность выдерживать стресс членами семьи, определяет их возможности сохранять внутреннюю стабильность и переживать изменения при переходе от первого задания к последнему.

2.2 Семейные портреты и фрески Джудит Рубин

Д. Рубин проводила семейную арт-терапию, начиная с 1963 г. При этом она опиралась на широкий набор разных теоретических подходов в семейной психотерапии, а также на психодинамические концепции и теорию привязанностей. Она предлагала своим клиентам различные задания, связанные с изобразительной деятельностью -- как индивидуальной, так и совместной. Среди используемых ею техник можно назвать следующие.

1. Рисование каракулей. Данная техника, как правило, использовалась ею в начале сеанса, так как рассматривалась в качестве безопасной, но дающей ценную информацию. Она доступна для выполнения даже тем детям, которые затрудняются в создании оформленного образа. Она позволяет наладить с клиентом коммуникацию и стимулирует его к рассказу о себе.

2. Семейный портрет: Д. Рубин использовала разные версии техники рисования семейного портрета,в том числе реалистические и символические портреты, варианты, связанные с применением двух- и трехмерных изобразительных материалов. Наличие в распоряжении клиента широкого набора изобразительных материалов, а также возможность расположения листа бумаги на столе или мольберте, по ее мнению, способствали снижению напряжения.

3. Семейная фреска. При использовании данной техники большой лист бумаги крепится к стене, и члены семьи рисуют на нем совместно какую-либо композицию на свой выбор. Прежде всего, они должны договориться, что будут рисовать. Помимо богатого диагностического материала, связанного с семейными отношениями, данная техника зачастую способствует налаживанию более тесной коммуникации между членами семьи.

4. Свободный рисунок. Данный вид работы обычно предлагался в тех случаях, когда члены семьи справлялись с другими видами деятельности. При создании свободного рисунка члены семьи могли использовать любые изобразительные средства.

2.3 Вербальные и невербальные семейные задания Хелен Ландгартен

Х. Ландгартен начала свою арт-терапевтическую карьеру в 1967 г. в амбулаторном психиатрическом центре в Лос_Анджелесе (шт. Калифорния). В то время центр являлся одним из лидеров в развитии семейной психотерапии. Вскоре арт-терапия обнаружила свои неоспоримые достоинства в работе с семьями. Наблюдения за совместной изобразительной работой членов семьи позволили Х. Ландгартен получить важную информацию о семейной динамике. Большинству семей задания, связанные с применением изобразительных средств, кажутся безопасными. Зачастую данные,полученные с применением изобразительных средств во время первых бесед с членами семьи, служат основой для разработки плана вмешательства.

Одним из достижений Х. Ландгартен является разработка оригинальной диагностической процедуры,которая внешне напоминает игру, но обеспечивает всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Ее применение требует наличия таких изобразительных средств, как: фломастеры, белая и цветная бумага, клей, -- и предполагает выполнение членами семьи следующих трех заданий.

1. Создание совместной изобразительной работы подгруппами в отсутствие словесного контакта.

Вначале члены семьи должны сформировать две подгруппы, а затем каждая из них создает рисунок на отдельном листе бумаги. Каждый член семьи должен выбрать мелок определенного цвета, которым он пользуется на протяжении всего процесса работы.Этим мелком больше никто пользоваться не может.В процессе совместной работы члены семьи не могут разговаривать, но могут общаться с помощью жестов и знаков. Когда подгруппы почувствуют, что рисунок создан, они должны подать сигнал. Затем они переходит к представлению своего рисунка и обмену впечатлениями. Кроме того, каждая подгруппа должна дать работе название.

2. Создание совместной изобразительной работы всей семьей в отсутствие словесного контакта.

Данное задание аналогично предыдущему, но отличается от него тем, что совместный рисунок создается на одном листе бумаги всеми членами семьи. После того как рисунок будет создан, члены семьи переходят к его обсуждению и выбору для него названия.

3. Создание совместной изобразительной работы всей семьей с возможностью словесного контакта.

Члены семьи могут разговаривать друг с другом и свободно выбирать любые изобразительные материалы. Работая совместно, они должны создать рисунок или пластическую композицию. При этом каждый использует фломастер или пластилин одногоцвета, которым другие пользоваться не могут.

Данная диагностическая процедура позволяет выявить и оценить семейные альянсы (коалиции) и вклад каждого члена семьи в создание совместного рисунка. Х. Ландгартен выделила 17 признаков, по которым оценивается семейное взаимодействие и которые связаны с ответами специалиста на следующие вопросы:

1. Кто первым стал рисовать, что этому предшествовало?

2. В каком порядке работали остальные члены семьи?

3. Чьи идеи находили поддержку, а чьи -- нет?

4. Какова была степень вовлеченности в работу у разных членов семьи?

5. Кто работал на ограниченном пространстве общего рисунка, то есть в основном на своей территории, а кто вторгался на территории других, рисовал на всем пространстве?

6. Кто пытался «вытеснить» других, например,рисуя поверх их рисунков?

7. Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании сотрудничества и взаимодействия, а кто избегал контактов и работал обособленно?

8. Работали ли члены семьи по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?

9. Если в процессе работы происходили изменения общего характера изображения, то с чьими инициативами это было связано?

10. Где располагаются изображения, создаваемые разными членами семьи (в центре, в углах, по всему пространству и т. д.)?

11. Сколько места занимают изображения, созданные разными членами семьи?

12. Какова символическая нагрузка изображений,созданных разными членами семьи?

13. Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других?

14. Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?

15. Возникали ли в процессе работы конфликты и как они решались?

16. Какие эмоции были проявлены в ходе работы?

17. Носило ли взаимодействие членов семьи в процессе работы хаотичный или организованный характер; насколько проявлялась тенденция к индивидуализму?

Во время сеансов арт-терапевт должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно:

Стремление к сотрудничеству,

Уважение позиции другого,

Адекватное проявление лидерских тенденций,

Использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций,

Проявление чувства юмора,

Внимание друг к другу,

Сопереживание.

Свои теоретические позиции в работе с семьями и парами Х. Ландгартен характеризовала как в наибольшей степени связанные со структурной семейной психотерапией. Она считала свой подход преимущественно директивным, полагая, что он отвечает ее индивидуальным психологическим особенностям, позволяет клиентам почувствовать себя в безопасности и способствует формированию доверия в психотерапевтических отношениях.

2.4 Техники семейной арт-терапии Мексин Джунге

М. Джунге училась арт-терапии у Х. Ландгартен и по ее приглашению в 1974г. начала заниматься преподавательской деятельностью. Несколько позже она увлеклась семейной психотерапией, разработала свой подход, характеризуя его как системно-ориентированный. Вплоть до настоящего времени она проводит консультации по семейной арт-терапии. Она также разработала свою оценочную методику для работы с семьями, взяв за основу разработки Х. Ландгартен. Первая встреча с семьей у нее проводится исключительно в форме интервью, а вторая встреча связана с использованием изобразительных средств.

Структура данного сеанса следующая.

1. «Разогрев» всех членов семьи. Им предлагается создать на листе бумаги изображение своих инициалов, а затем украсить их по своему усмотрению.

Затем члены семьи должны взять рисунки в руки и показать их друг другу. При этом автору рисунка могут задаваться вопросы. На данный вид работы отводится 10 минут.

2. Семейный совместный рисунок, создаваемый на большом листе бумаги, расположенном на стене. Членам семьи предлагается вместе создать рисунок любого характера. Во время работы они должны соблюдать три правила: а) каждый выбирает фломастер одного цвета и работает им на протяжении всего процесса создания семейного рисунка;

б) члены семьи рисуют по очереди; в) разговаривать нельзя. Когда рисунок создан, члены семьи делятся впечатлениями друг с другом и подбирают для

рисунка название. Время на выполнение данного задания варьируется от 10 до 20 минут. Если остается время, то семье может быть предложено третье задание, однако, опыт показывает, что это случается весьма редко.

2.5 Семейные пейзажи Дорис Аррингтон

Д. Аррингтон более 30 лет занималась арт-терапевтической практикой и преподавательской деятельностью. В своей работе с семьями она пыталась использовать некоторые данные психологической теории привязанностей и нейропсихологии. Одной из техник, разработанных ею, является техника создания семейного пейзажа, позволяющая исследовать границы семьи и ее членов. При создании семейного пейзажа членам семьи предлагается воспользоваться такими материалами, как цветные карандаши, акварельные краски и ручки с черными чернилами. Им даются следующие задания.

1. Вспомнить какое-либо событие, случившееся в их жизни, когда им было от 3 до 12 лет, представить и ощутить атмосферу и пространство, в котором оно происходило (например, ощущалось ли это пространство как комфортное или некомфортное, свободное или стесненное и т. д.).

2. Нарисовать символический пейзаж, отражающий психологическую атмосферу того события,включив в него также символические образы членов семьи, присутствовавших в тот период, постараться передать степень их психологической близости к автору рисунка.

3. Изобразить систему условных обозначений для членов семьи, включив ее в карту семьи в качестве ее легенды.

4. Вспомнить событие, которое повлекло за собой более или менее существенные изменения в жизни семьи, случившееся, когда им было от 3 до 12 лет (смерть, развод, повторное замужество или женитьба родителя, усыновление), особое внимание обратить на его эмоциональную атмосферу. Для данного события также необходимо создать карту и придумать для него легенду.

5. Последним этапом при выполнении данной техники является создание карты, отражающей восприятие данного события тем членом семьи, с которым испытуемый ощущает наименьшую эмоциональную близость.

Д. Аррингтон считает, что последний этап работы приводит к переосмыслению прошлого. Методика в целом способствует исследованию семейного пространства, защитных механизмов, границ и степени близости родственников в пределах семейной системы.

Групповая диадическая детско-родительская арт-терапия Люсиль Пролкс Большой интерес представляет модель групповой диадической детско-родительской арт-терапии, предложенная канадским арт-терапевтом Л. Пролкс (Пролкс Л., 2006).

Данная модель рассчитана на совместную работу родителей и детей начиная с полуторагодовалого возраста. Л. Пролкс показывает возможность проведения арт-терапевтических занятий с детьми, находящимися на том этапе психического развития, когда их изобразительные навыки еще слабо развиты.

В то же время, Л. Пролкс считает, что творческое взаимодействие ребенка и родителей может быть реализовано в самых разных формах, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений.

Программа детско-родительской диадической арт-терапии включает серию групповых занятий с участием не более десяти человек. При этом формируются пять диад «родитель -- ребенок». Каждое занятие рассчитано на полтора часа и имеет характерную структуру, включающую:

1. приветствие и арт-терапевтические занятия за столом;

2. свободную игру детей с одновременным обсуждением процесса и результатов арт-терапевтического занятия с родителями;

3. пение, чтение книг, двигательные упражнения;

4. совместное употребление пищи, завершение занятия.

Программа способствует коррекции и укреплению эмоциональных связей между родителями и детьми и создает богатые возможности для развития комплекса умений как у детей, так и у родителей. Она предполагает поэтапное освоение различных действий с предметами и изобразительными материалами, причем их использование в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня (в детско-родительских диадах и в группе в целом) и подчинено задачам взаимодействия детей со своими сверстниками и взрослыми.Большое значение для успешной реализации программы имеет инструктирование родителей, призванное помочь им осознать важность свободы творческих проявлений и самостоятельности ребенка.

2.6 Техники семейной арт-терапии Янис Хошино

В последние годы американский арт-терапевт Я. Хошино, работая на базе Антиохского университета в г. Сиетле (шт. Вашингтон), адаптировала ряд техник семейной психотерапии к условиям арт-терапевтической работы. Одной из таких техник является изображение генограммы. Я. Хошино (Hoshino J., 2008) предлагает создавать генограммы с использованием самых разных изобразительных средств и объектов (предметов, принадлежащих членам семьи, фотографий и т. п.).

В некоторых случаях основой для создания генограммы может служить тот или иной символический образ (например, дерево). Если при этом используются трехмерные объекты и материалы (природные и техногенные), то генограмма может представлять собой подобие инсталляции или предметной скульптуры (ассамбляжа). В некоторых случаях задание по созданию семейного дерева может даваться для выполнения на дом.

Я. Хошино (Hoshino J., 2008) также использовала оригинальный вариант исследования семейных ролей в процессе арт-терапии: она предлагала клиентам вспомнить себя в возрасте шести лет и те страхи, которые они в тот период испытывали. Затем она просит их создать куклу марионетку, которая символизировала бы их страхи, и поговорить с куклой о семейных ролях и страхах. Данная техника позволяет исследовать ранние источники эмоциональных нарушений, связанные с семейными отношениями и ролями.

Техника создания семейных масок детства также является разработкой Я. Хошино (Hoshino J., 2008) и направлена на исследование того, как семья предъявляет себя в социуме, а также семейных границ и различий между внешним и внутренним планом восприятия семейной системы. Данная техника имеет значительный потенциал и для изучения культурной идентичности членов семьи и процесса ее формирования.

Вывод

Первоначально необходимость использования рисования обосновывалась представлениями психоанализа, согласно которым любой конечный продукт творчества пациента расценивался как индикатор бессознательных процессов его психики (страхов, конфликтов, фантазий, воспоминаний детства). Наглядный художественный образ возникал в искусственно созданном терапевтическом пространстве. Рождение картины, ее форма и структура являлись проекциями внутреннего мира клиента. Как и во сне, в рисовании осуществляется смещение и сгущение образов. Это снимает барьер цензуры «Сверх-Я» и посредством творчества открывает путь к выражению бессознательных идей в символической форме. В результате этот мир вначале становился видимым, а затем, с помощью интерпретации, доступным для осознания. Тем самым изобразительное творчество выступало как процесс психической структуризации и самоорганизации, который помогал клиенту в восстановлении его расстроенной или разрушенной личности (Furth G. М., 1988).

Большое влияние на становление арттерапии оказала гуманистическая психология, согласно которой создание художественных произведений стимулирует активность, экспериментирование и рост личности, раскрывает ее перспективы. Главным при этом считался внутренний поиск способа самовыражения, а не акцент на проблемах, которые надо актуализировать и разрешить (Hodnett M. L., 1972).

Включение рисунков в семейное консультирование и психотерапию дало возможность специалистам получать важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Это предоставило условия для определения целей и мишеней психологического воздействия, оценки динамики семьи. Индивидуальное и совместное рисование позволяло родственникам без страха проявлять свои чувства, оказывало терапевтический эффект и укрепляло семейные отношения (Kwiatkowska H. Y., 1978; Эйдемилле-р Э. Г., 1996).

Используя арт-методы, специалист опосредует процесс исследования клиентом собственных способов решения конфликтов. Рисунок подчас настолько образен, что это облегчает взгляд внутрь себя. Особенно это помогает в работе с людьми вербально ограниченными, полными злости или сопротивляющимися, им легче выразить себя с помощью искусства. Очень важно выслушать рассказ клиента о том, что он нарисовал. Обычно это становится мотивом для дискуссии и побуждает к разговору о проблеме. Рисунки неоценимы в интерпретации, так как они «объектны», постоянны и им не так легко перечить. В ряде случаев полезным является сравнение с более ранними продуктами творчества -- для оценки динамики взаимодействия и изменения.

Список литературы

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. -- М.: Когито-центр, 2006. -- 250 с.

2. Ландгартен Х. Семейная арт_психотерапия // Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шеффера и Л. Кери. -- СПб: Питер, 2001. -- С. 276--292.

3. Пролкс Л. Групповая арт_терапия с маленькими детьми и их родителями // Арт_терапия-- новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. -- М.: Когито-Центр, 2006. -- С. 87--104.

4. Эйдемиллер Э.Г. Психиатрия и психотерапия в современном культурном контексте России и мира // Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера.-- СПб: Питер, 2005. -- С. 15--28.


Миссия искусства в человеческой жизни – соединять мысли, душу и плоть. Искусство – посредник среди людей, помогающий понимать друг друга и собственную жизнь и сближающий меж собой и с природой. Искусство – это выражение чувств и передача индивидуального взгляда на созерцаемые вещи посредством пластики, речи и/или музыки. Искусство многогранно, оно может быть боевым и фито, арт и спортивным. Искусство в архитектуре, скульптуре, музыке, поэзии, литературе, живописи, кинематографии, фотографии… Дома, на работе, на улице… – везде. Могущество искусства – в воздействии на людей.

С середины ХХ века психологи и психотерапевты усиленно изучают исцеляющие возможности терапии искусством. Драма-, танцедвигательная, музыко-, художественная, цвето-, смехо-, природо- терапия. Все перечисленные занятия искусством объединяются одним термином – арт-терапия.

Как лечат арт-терапией, или Что взять на заметку у практикующих арт-терапевтов?

При использовании арт-терапии психологами (арт-терапевтами) воздействие на мозг происходит на 3 уровнях: духовном, вибрационном и эмоциональном. Психотерапевты, практикующие арт-терапевты, используют разные подходы к пациенту и придерживаются разных точек зрения на исцеление искусством:

1) с помощью арт-терапии устанавливают с клиентом более тесный контакт и получают доступ к его переживаниям;

2) эффект творчества используют для отвлечения мыслей пациента от наболевшего и создания у него положительного настроя;

3) считают, что арт-терапия сама помогает человеку сублимировать чувства, дает выход деструктивным эмоциям, изменяет эмоциональное состояние.

Что такое эмоция? Слово «эмоция» произошло в ХVII веке от французского слова «mouvior», что значит «приводить в движение». А латинское слово «emovere» означает «колеблю», «волную». Таким образом, видна смысловая связь слов «эмоция» и «движение». Ученый Д. Стюарт назвал позитивные эмоции «энергетическим источником жизни», а негативные – «кризисными аффектами», которые нужны для выживания и трансформируются в позитивные посредством игры. Эмоции базируются на эмоциональном тоне ощущений, которые сопровождают впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые и другие), в том числе это эмоциональный отклик на произведения искусства.

Именно принцип воздействия на тон ощущений и лежит в основе науки арт-терапии. В нашей современной культуре и жизни мы относимся к эмоциям, чувствам и телу как к чему-то неосознанному. Социальное окружение вынуждает человека подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в психосоматических заболеваниях (п.з. – результат таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины). Как говорил один ученый об эмоциях – каждая из них имеет свою ценность в выживании, но та же эмоция, которая подавляется, может исказить тело.

Когда наступает время для арт-терапии? Когда наступает тяжелый момент в жизни, будь то накопившаяся усталость или стресс, человек начинает искать то, что сможет отвлечь его мысли от негатива. Часто за положительными эмоциями обращаются к искусству или спорту, даже к экстремальному спорту. Например, прыжок с парашютом в депрессивных ситуациях хороший помощник, поскольку вызываемые данным действием чувства – страх, восхищение – намного сильнее существующего негатива, а большие чувства (эмоции) поглощают меньшие. Но это не исцеляет мозг и душевное состояние, а наносит большую травму – убивает нервные клетки, подавляет.

Арт-терапия – метод релаксации, отвлечение от искусственно созданной реальности, помощь в самовыражении, в решении существующих проблем, в концентрации на важных задачах.

К ней и стоит обратиться в стрессовых ситуациях и истеричных состояниях. (Однако если состояние очень критично, лучше не практиковать самим, а обратиться к специалистам – врачам и психологам.)

Где в жизни встречается арт-воздествие? Чтобы успокоиться, снять психическое напряжение, сосредоточиться, неосознанно (часто – разговаривая по телефону) вы берете ручку и на клочке бумаге начинаете рисовать или штриховать геометрические фигуры. Мать убаюкивает своего ребенка колыбельной песней. Ученые сравнивают это по силе воздействия со снотворным, в то же время целебным. В оздоровительных санаториях, на занятиях лечебной физкультурой уроки проходят с музыкальным сопровождением – это позволяет усилить эффект процедуры. В акушерской практике музыка применяется на определенных этапах родовспоможения – это расслабляет роженицу и благотворно влияет на плод.

Почему родителям следует овладеть приемами арт-терапии? Безусловно, овладеть арт-терапией профессионально, прочитав одну статью, невозможно, но воспользоваться некоторыми ее приемами родителям стоит. Первый раз в сад, первый раз в школу, период экзаменов – все это стрессовые ситуации для неокрепшего организма ребенка. Чтобы воспитать в ребенке устойчивость к стрессовым ситуациям, любовь к прекрасному и к работе, а также развить мозг (так как работа пальцами развивает умственные способности), можно воспользоваться такими приемами арт-терапии перед стрессовой ситуацией и после нее:

Сказкотерапия и игротерапия: а) придумать сказку; б) прочитать начало незнакомой сказки, придумать окончание; дочитать сказку; обсудить.

Терапия изобразительным искусством:

а) взяв много разноцветных фломастеров, рисовать все что угодно, не думая; найти сходства с предметами и объектами;

б) нарисовать свой портрет; затем рисовать всё, о чём вы думаете.

Природотерапия:

а) наблюдать и слушать птиц; фантазировать, что они хотят сказать; дома рисовать увиденных птиц;

б) описывать, на что или на кого похожи облака;

в) после пикника на природе перед сном говорить с ребенком о том, что ему понравилось.

При сеансе арт-терапии важно:

1) перед началом совместного творчества закрыть глаза и расслабиться;

2) работать совместно, но каждый над своим делом;

3) часто смотреть в глаза;

4) помогать;

5) не отвлекаться от работы;

6) сохранять спокойствие всегда;

7) создать приятную атмосферу (хорошо включить тихую музыку или голоса природы как цветной фон вашего творчества);

8) обсуждать процесс (сеанс) по его окончании.

Как правильно выбрать искусство для «лечения»? Чтобы определить, какой вид арт-терапии будет иметь большее воздействие, ответьте на следующие вопросы:

1. К какому виду искусства имеется склонность?

2. Что приносит большее удовольствие?

3. Зевает ли человек во время сеанса (в том числе домашнего)?

4. Охотно ли приступает к затеваемой вами «игре»?

От правильно подобранного вида искусства зависит «выздоровление» личности, укрепляется волевой и эмоциональный фон. В процессе творчества тренируется умение самовыражаться, происходит самоутверждение, удовольствие от полученного результата вызывает положительные эмоции. Большее количество положительных эмоций за день формирует оптимистичный настрой личности в жизни. Сколько же еще пользы приносит искусство? Родители, работая с ребенком (например, рисуя с ним), снимают психологическое напряжение, избавляются от отрицательных эмоций, налаживают близкий контакт, укрепляют родственные связи. С помощью арт-терапии чувства (эмоции), которые с возрастом ослабели и огрубели, – освежаются. Можно не только любоваться произведениями искусства, но и лечиться в процессе их создания!

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • , коммуникативных навыков, и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь - всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить - пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Рисуем с дошколятами

Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

Отпечатки

А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

Угадайте, какое настроение у маленького художника

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Упражнение «Автопортрет»

С ребятами, страдающими синдромом Дауна

Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Зёрнышки для курочки

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

Идёт дождик

Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

Зайчик прыгает по травке

Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

Винни-Пух идёт в гости

Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.

Варим кашку для зверят

Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

С подростками

Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

Цветок

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

Упражнение «Маска»

Маска

Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

Сказка о герое

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

Упражнение «Работа с творческим мусором»

С родителями

Работа в группах. Индивидуальное рисование

В группах

Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

Рисование с партнером

Хорошо раскрывает тонкости . Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

Терапия искусством - это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

Видео «Психология на холсте. Как это работает?»

Дети с редкими генетическими нарушениями иммунитета часто и подолгу находятся в больницах. В благотворительном фонде «Подсолнух» уверены: мало поставить диагноз, даже редкий, необходимо научить человека с этим диагнозом жить. Поэтому фонд открыл в детских клиниках обучающую программу «Яркий мир», которая призвана сделать больницы не местами вынужденного заключения, а территорией опережающего развития. Дефицит иммунитета не должен приводить к дефициту уверенности в себе и проблемам с творческой реализацией ребенка, считает один из специалистов программы, арт-терапевт Александр Рунов, - и родители могут помочь ему в этом.

— Каково психологическое состояние родителя, у которого ребенок болен редким заболеванием и который часто вынужден ложиться с ним в больницу?

Психологическое состояние, как у всех людей, в разное время бывает разным. Есть общие тенденции, связанные с болезнью ребенка, есть абсолютно ситуативные вещи, связанные с нахождением в больнице. Бывает так, что родители приходят на занятия в сложном состоянии, причем похожем. Постепенно выясняется, что это общий гнев или злость, или напряжение, тревога. Эти состояния в отделении больницы, где много людей и сложно изолироваться, быстро распространяются. Один нервничающий переживающий родитель может потянуть за собой очень многих. Бывает, что в отделении вместо большого количества отдельных родителей появляется один Общий Родитель, большой, сердитый иногда, иногда контролирующий. Одна из моих задач - попробовать вытащить людей из этого Общего Родителя, сделать их обратно взрослыми мужчинами и женщинами, не только родителями.

— Как начинается работа и в чем она заключается?

Для начала мы пытаемся просто физически разделить детей и родителей: они и так большую часть времени проводят вместе в одной палате. С большим трудом детей оставили в коридоре, садимся. Начинаем что-то делать руками, просто рядом друг с другом чем-то заниматься. У родителей очень большой опыт разговоров о состоянии своих детей. Мы пытаемся лепить, чтобы выключить разговор, заставить голову отдохнуть, делаем простые формы. Мягкий детский пластилин способствует: кто-то им мажет по листу, кто-то катает шарики, червячков, но каждый занят чем-то своим.

— Несмотря на то, что дверь то и дело открывается, и рвутся дети…

Да, для детей непривычная ситуация, когда родителей забрал кто-то, и не к врачу, не на разговор об их состоянии. Они хихикают: а что, родители, у вас рисуют? Хаха! У детей есть свои отдельные групповые занятия, есть и совместные семейные, но сейчас речь только об отдельных группах для взрослых. Еще бывает, что родителю сложно на занятии, и он впускает ребенка под видом того, что «он без меня не может», занятие останавливается, можно уйти с ребенком, можно остаться, но точно без ребенка. Случается так, что уходят, но редко, так как все-таки в больнице этого нахождения без детей, такого отдельного «взрослого времени» не хватает.

— Родители как-то по-особенному относятся к болеющему ребенку? Дети это понимают?

У каждой конкретной семьи все очень индивидуально. Но представьте себе ситуацию, когда родитель только узнает о диагнозе, осознает, что это на всю жизнь, что надо ездить в больницу, что нужен постоянный контроль со стороны врачей, что многое в жизни придется изменить. Стрессовое состояние. И тут миллион разных сценариев, но мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок считывает родительский дискомфорт и ощущает чувство вины за свою болезнь, за свою особенность.

Родитель, в свою очередь, может пытаться компенсировать ребенку все то, чего, по его мнению, теперь лишается ребенок, может начать сам делать его особенным. Например, пытаться сделать жизнь ребенка самой безопасной или лучше, чем у всех остальных. Иногда для этого запрещается общение со сверстниками, школа, хождение без маски. Хотя медицинских показаний для этого всего может и не быть. Ребенок привыкает к этому своему особенному статусу, учится так жить. Но это только один из возможных сценариев.

Вообще, надо сказать, что дети в принципе лучше взрослых адаптируются ко всему и часто чувствуют себя куда менее несчастными, чем это кажется взрослым. «Салочки» с капельницей наперевес и маска, которую используют, чтобы незаметно показывать язык, я видел своими глазами. Им гораздо проще справиться с пониманием того, что «особенность» это не про «хуже» или «лучше». Это, кстати, очень важный и большой пласт - отношение к детям с редкими заболеваниями у нас в культуре и в обществе. Часто больничное отделение становится единственным местом для полноценного общения детей и родителей, где все все понимают, где можно не бояться осуждения, где все стабильно.

Информированность людей о редких заболеваниях низкая, предрассудков много, желание разбираться в том, почему ребенок ходит в маске, есть далеко не у всех. И это обоюдный процесс. Ребенок может не хотеть ничего объяснять своим сверстникам, а родитель - своим. Может хотеть особого отношения и понимания, а делать первый шаг и рассказывать про необходимость этого особого отношения бывает тяжело. Есть семьи, которые каждый раз с радостью едут в больницу, потому что это возможность побыть в обществе. Сюда же присоединяется абсолютно материальная история, когда находиться в хорошей современной больнице физически удобнее и безопаснее, чем дома, поскольку государство далеко не всегда обеспечивает этих людей тем, что им положено по закону. Больница становится более желанной, чем дом, но иногда на другое не хватает сил. И мы пытаемся эти силы родителям вернуть, разобраться с тем, чем нахождение вне больницы может быть лучше или как его сделать таковым.

— А что с этим делать? Мы же не сделаем больницу хуже?

Человек, в том числе и в процессе занятий, должен понять, как свою жизнь вне больницы сделать такой же комфортной, приятной и удобной, где взять общение, например. Необходимо разбираться с тем, что действительно связано с болезнью, лечением, необходимостью, а что скорее является стереотипом, удобной моделью поведения. Есть люди с болеющими детьми, которые живут полноценной жизнью, которые просто живут и учат детей этому.

— В итоге какую модель поведения родители транслируют своим детям?

Это очень важный вопрос. Какую модель родители болеющего ребенка хотят дать. Как жить? Ребенок болеет. Бросить все силы на болезнь и жить болезнью или жить жизнью? Ребенок во многом ориентируется на родителей, но он может оказаться крутым и самостоятельным: отделится от родителя, и начнет бороться с этим представлением о том, что он какой-то особенный, с этой установкой родителя, что ребенок с редким заболеванием должен жить редкой жизнью, не как у всех. Таких случаев немного, но они есть. В мои задачи входит, чтобы этих историй было больше.

— Как к тому, что родители делают их особенными, относятся дети?

Интересно, что рядом с таким контролем за жизнью ребенка может существовать абсолютное наплевательство на собственную жизнь. Специфика заболеваний, с которыми работает фонд «Подсолнух», такова, что в любой момент можно уехать в больницу на неопределенный срок, ну и вообще все может поменяться в состоянии ребенка. Сложно строить планы, сложно что-то загадывать. И некоторые родители начинают просто плыть по течению, не проявляя инициативы и очень туманно представляя будущее ребенка после совершеннолетия. Плохо, когда такая же модель воспринимается ребенком, поскольку в ней совсем нет перспективы. Но преемственность не 100%, к счастью. У нас есть девочка, которая, несмотря на то, что у ее мамы нет никаких планов на жизнь для дочери и скептическое отношение к ее активности в будущем, уже многое спланировала для своей интересной жизни. У нее есть прекрасное понимание того, чего она может добиться, кем стать, чему учиться и чем заниматься.

— Как не сделать ребенка особенным?

В том случае, если вы вдруг осознаете, что вместо вашей жизни, персональной, личной вдруг случилась ваша совместная жизнь с ребенком и постепенно осталась только она, когда вы начинаете все больше и больше использовать слово «мы» вместо «я и мой ребенок», нужно насторожиться. Деформация происходит там, где должно быть разделение взрослого и ребенка. Вспомните о том, кем вы были до рождения ребенка, до постановки диагноза, соотнесите свои цели, желания с тем, что есть сейчас. Цели и желания могли поменяться, это абсолютно нормально. Подумайте о том, в какой степени это связано с тем, что ребенок болеет, а в какой - нет. Должны ли они все быть связаны с ребенком?

Болезнь ребенка может сопровождаться психологическими сложностями у родителя. Человек не способен с этим взять и справиться одномоментно. Не стоит стесняться обращаться к специалисту. С этой ситуацией необязательно справляться самому. Может требоваться поддержка. Родители сами переживают, и им тяжело, это можно и нужно признать и работать с этим, не пытаясь заниматься исключительно тем, чтобы ребенку было хорошо. Хотя бы потому, что состояние родителей серьезно влияет на ребенка.

— Помогают ли людям занятия в рамках программы «Яркий мир»? Становится ли их мир таким же ярким, как у детей?

Наши занятия в состоянии избавить родителей от части стресса, дать силы самостоятельно что-то делать. Появляется взгляд со стороны от людей, которые прошли похожую ситуацию и могут сказать, как там впереди, - это тоже много дает. Зачастую можно посмотреть и на детей со стороны. Они многое могут делать самостоятельно. На семейных занятиях мы именно на это стараемся обращать внимание. Родители уезжают домой и потом сообщают, что они вынесли для себя. Кто-то дал себе и ребенку чуть больше свободы. Кто-то научился строить планы, пусть маленькие, и осуществлять их. Кто-то стал тратить полчаса в день, час в неделю, один день в месяц, чтобы заняться тем, что ему интересно. Для кого-то этим стало творчество как продолжение того, что происходило на занятиях. Кто-то выяснил для себя, что это спортзал, прогулка. Они сами учатся находить силы и поддержку, и говорят, что после этого становится легче. Все это потом переносится в общение с ребенком. Меньше желания контролировать, больше личной свободы, понимание своих и детских границ. Похоже на спокойную жизнь рядом друг с другом, которая хороша и без редких генетических заболеваний.

<\> код для сайта или блога

Юлия Градинарова
Консультация для родителей «Чудеса арт-терапии!»

Чудеса арт- терапии !

Консультация для родителей .

Целительная сила искусства известна с незапамятных времён. Во всех древних обрядах, ритуалах проявляется магия искусства. И в определенном смысле, сакральное искусство, нередко используемое с лечебной целью, и является прототипом арт-терапии .

Впервые термин «арт-терапия » ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

Понятие «арт-терапия » , прежде всего, связано со значением слова «арт» , пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte, которое переводится на русский язык как «искусство» . Вместе с тем в иностранной литературе в использовании этого слова существуют различные варианты, к примеру, в Великобритании «art» обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то время как в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец и литературу.

Каждый человек, как утверждали выдающиеся психологи А. Маслоу, Р. Мэй и К. Роджерс, обладает рядом непроявившихся способностей, скрытым потенциалом, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности. И задачу арт-терапии они видели не в том , чтобы сделать всех людей художниками или скульпторами, а пробуждении активности, направленной на реализацию творческого потенциала человека. Такая позиция была обусловлена тем, что творческий процесс снижает нервное напряжение, помогает справиться с внутренними конфликтами, позволяет увидеть новые возможности роста и способствует общей гармонизации личности.

Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

Выделяют основные направления арт-терапии .

Изотерапия

лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию

Музыкотерапия

Вид арт-терапии , где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Игровая терапия

Метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

Сказкотерапия

Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок) . Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника.

Песочная терапия

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе) . Основная цель – помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

Как это работает?

Например, ребенок боится темноты. Ему кажется, что под его кроватью прячутся монстры и хотят схватить его за ноги (мой личный детский страх) . Вы объясняете, что никаких монстров не бывает и даже если бывают, то дома их точно нет. Вы включаете свет и вместе лезете под кровать. Но ничего не помогает – всё равно страшно!

И вот это чудище перед вами на бумаге наверняка оно действительно очень-очень страшное! Теперь арт-терапия работает в обратную сторону : вы предлагаете изменить этого монстра так, чтобы он стал добрым и смешным. Творческая энергия преобразует внутренний страх в какое-то новое отношение к темноте. Например, малыш решает сделать его добрым и пушистым – пусть теперь он охраняет его ночью, а не пугает.

Основные средства арт-терапии

Простой карандаш (или ручка) и бумага

Стёрка (ластик, резинка)

Цветные карандаши и фломастеры

Акварель и гуашь

Пластилин

Пастель или восковые мелки

Дополнительные средства арт-терапии

Доска с маркерами или мелками

Акварельные карандаши

Пальчиковые краски

Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте)

Тесто для лепки (вода + мука + соль)

Тянучка (клей ПВА + жидкий крахмал + пищевой краситель)

Цветная бумага

Любые подручные материалы, из которых можно что-нибудь соорудить

Мое настроение

Инструкция для упражнения "Моё настроение": нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

Опишите своё настроение словами - какое оно? Грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение бы хотелось?

Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное.)

Спасибо за внимание!