Аристотель. «Категории

Аристотель. «Категории

Краткий исторический очерк философской рефлексии категорий

Аристотель первым осознал, что категории изучаются философией и входят в ее предмет. Осознанное выделение категорий для изучения начинается с работы Аристотеля «Категории». В четвертой главе этого сочинения формулируется принципиальная идея категорий: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находится в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать"» [Аристотель. Категории //Аристотель. Соч. в 4-х томах, т.2. – М., 1978. – С. 55]. Аристотель примерами поясняет каждое "сказанное без какой-либо связи": "сущность, коротко говоря – это, например, человек, лошадь; "сколько" – это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" – например, белое, умеющее читать; "по отношению к чему-то" – например, двойное, половинное, большее; "где" – например, в Лицее, на площади"; "когда" – например, вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" – например, лежит, сидит; "обладать" – например, обут, вооружен, "действовать" – например, режет, жжет; "претерпевать" – например, его режут, жгут" (там же). Комментаторы "Категорий" считают, что Аристотель дал список из 10 категорий , указал на 10 способов описать сущее .

Выделяя категории, Аристотель стремился раскрыть не один род, а целую систему высших родов бытия , которым соответствуют и понятия каждого из этих родов − все возможные типы осмысления действительности. Эти высшие роды бытия Аристотель назвал «категориями» , то есть основными родами «сказывания» о сущем.

Платон до Аристотеля выделил 5 основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие . Они трактовались им как вытекающие друг из друга и не рассматривались как отражение бытия. Но без них было немыслимо ни бытие, ни само мышление. По Аристотелю бытие – все, что предстоит чувствам и мышлению. Но философия исследует не отдельные области бытия, а начала и причины всего сущего, поскольку оно берется как сущее [Метафизика]. Знание о вещи достигается в знании того, в чем сущность этой вещи. Сущность – «первое со всех точек зрения: и по понятию, и по знанию и по времени» [Метафизика].

Поэтому Аристотель выделил десять родов существующего , один из которых "сущност ь" − субстанция , а остальные девять − акциденции : качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание .



Мысль Аристотеля заключалась в том, что, поскольку эти десять родов сущего высшие , то "всякая вещь непременно должна найти место в одном из этих родов" (Боэций). Обыденные аристотелевские "какой", "сколько", "где", "когда" в последствии заменили философскими терминами "качество", "количество", "пространство", "время".

Однако исследователи считают, что по вопросу о числе основных категорий, их последовательности или порядке у Аристотеля нет четкого вывода. Так, в «Метафизике» Аристотелем рассматриваются три основные категории: сущность, состояние иотношение . Но чаще в исследовательской литературе с трудами Аристотеля связывают 10 таких категорий: 1) сущность (субстанция), 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) положение, 8) состояние (обладание), 9) действование (действие), 10) страдание.

В аристотелевской идее категорий можно выделить два аспекта − онтологический и логический . Категории характеризуют как бытие , так и мысли или способы высказываний о нем, т.к. для него характерно представление о "естественном" соответствии разума вещам. А.М.Боэций (V-VI в.) указывал, что Аристотель написал о категориях "с той целью, чтобы посредством родовых обозначений сделать доступным пониманию бесконечное многообразие вещей, неохватное /само по себе/ для знания.

А. Лосев в статье «Категории» (Философская энциклопедия в 5-ти т.т. – Т.2. – М.: СЭ, 1962. – С.472-474) определяет их как «основные и наиболее общие понятия наук, особенно логики, – как обобщенные, отвлеченные понятия». У Аристотеля же больше присутствует оттенок того смысла, что категории позволяют сделать предмет содержанием понятия – как бы «опонятить» его. Он понят, выражен понятием, мыслится благодаря категории. Итак, через категории бытие дается мышлению, выражается мышлением – осмысливается.



Следовательно, учение о категориях вытекает из решения Аристотелем проблемы сущего и сущности – как они даны в бытии и в мысли , в знании, познании. Поэтому в аристотелевском понимании возможно дать такое определение категорий:

ВСЕОБЩИЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА, ПОНЯТЫЕ, т.е. ВЫРАЖЕННЫЕ ПОНЯТИЕМ.

В. Асмус (в кн.: «Античная философия») так пишет о категориях в трактовке Аристотеля: «КАТЕГОРИИ – ОСНОВНЫЕ РОДЫ ИЛИ РАЗРЯДЫ БЫТИЯ И СООТВЕТСТВЕННО ОСНОВНЫЕ РОДЫ ПОНЯТИЙ О БЫТИИ, ЕГО СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ». Самим же Аристотелем определения не дано, констатирует Асмус.

Аристотелевское наследие послужило для средневековой мысли исходным пунктом анализа так называемых универсалий. Разработке этой проблемы посвящены работы Боэция, Абеляра, Кузанского. В них рассматриваются взаимоотношения таких понятий как вид и род, общее и отдельное, время и вечность, пространство и бесконечность и др. Однако, принципиальный вопрос о природе категорий в это время практически не обсуждался.

Список из 10 категорий не исчерпывается теми, которые выделил Аристотель. В ходе дальнейшего осмысления категорий их перечень изменялся . Стандартный список категорий, который сложился к новому времени, включает множество понятий, которых нет в первичном аристотелевском списке. Но почти все они рассмотрены Аристотелем в "Метафизике" и других его работах.

Система категорий у Аристотеля. Аристотелем намечена также системность, связь категорий, выраженных логическими понятиями или связками понятий . Так, с категорией «количество» связаны величина, дискретность (прерывистость) и непрерывность. Различение величин по существованию и последовательности – пространство и время. При разработке категории «качество» различаются возможность и действительность, возможность деятельности и способность к ней; если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство – активность. Состояние – частный случай свойства. Страдательные свойства – способность восприимчивости. Четвертый вид «качества» – «форма» (образ, очертание, фигура) предмета, его определенность. Качественные определения могут быть и отношениями – относительность определения, например, более белое или менее белое. Отношение – это родовое понятие для математических отношений, отношений производящего к производимому (изделию, например), меры – к измеряемому, познания – к предмету познания. Эти отношения могут также быть активны и пассивны.

Приписываемой ему работы «Категории» (в которой нет ссылок на другие труды Аристотеля) спорна. Первостепенное понятие первичной сущности в «Категориях» трактуется как отдельное, единичное, в то время как вид наряду с родом – «вторичные сущности» (чего в другой работе Аристотеля, «Метафизике », вообще нет). В «Категориях» говорится, что «если бы не существовало первых сущностей, не могло бы существовать и ничего другого» (V, с. 56), что «первые сущности, ввиду того что они подлежащие для всего другого, называются сущностями в самом основном смысле» (там же, с. 57). Быть подлежащим – значит ни о чем не сказываться, никогда нигде не быть предикатом суждения, а быть всегда его субъектом. Виды и роды как вторичные сущности – предикаты для первичных сущностей, они указывают «качество сущности» (с. 59), так что в «Категориях» они смыкаются с категорией качества. Поскольку слово «категория» означает предикат, то первичные сущности не являются и категориями, тем не менее каждая из них – первая среди категорий. Первичная сущность может принимать противоречивые качества, хотя и не сразу. Молодой человек постепенно становится старым.

Аристотель. Художник П. Веронезе. 1560-е

Итак, категории – наиболее общие роды высказываний, точнее говоря, имен. Любое слово, взятое обособленно, вне связи с другими словами, т. е. «человек», «бежит» (но не «человек бежит»), означает «или сущность», или «сколько», или «какое», или «по отношению к чему-то», или «где», или «когда», или «находиться в каком-то положении», или «обладать», или «действовать», или «претерпевать» (Аристотель. «Категории», IV, с. 55). Столь полный перечень категорий встречается еще только в «Топике » (103, в 23). В других сочинениях, связываемых с именем Аристотеля, категорий меньше. Во «Второй аналитике» их только восемь (нет «положения» и «претерпевания»). Выше отмечалось, что в «Метафизике» Аристотеля шесть категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие и страдание.

Так или иначе, все категории, кроме первой, высказываются о первичной сущности, в силу чего все подпадает под ту или другую из девяти категорий, находятся в подлежащем, каковым является первичная сущность, которая, строго говоря, и не должна быть категорией, ибо категории – предикаты, а первая сущность – всегда субъект.

Сущность – существительное (например, человек).

Количество – числительное (один, несколько).

Качество – прилагательное (старый, малый).

Отношение – степени сравнения (раньше всех, выше других).

Место – наречие места (на улице, под горой).

Время – наречие времени (сегодня, позавчера).

Положение – непереходный глагол (стоит, лежит).

Обладание – греческий перфект страдательного залога (разут).

Страдание – глагол страдательного залога (гонят, избивают).

Впрочем, возможно, здесь натяжка. Ведь у Аристотеля различены лишь имя существительное и глагол, о других частях речи он нигде не говорит. Кроме того, в категориях разделено то, что соединено грамматикой, и наоборот. Качества и количества выражаются не только прилагательными и числительными, но и существительными, которые в этой категориально-грамматической таблице должны выражать только категорию сущности, точнее говоря то, что может быть подведено под категорию сущности.

Идеи не имеют отдельной реальности, не существуют вне единичных вещей, возражал Платону лучший питомец его Академии – Аристотель.

Родился он в семье врача Никомаха в далекой греческой колонии Стагире. От природы был худощав и невзрачен, шепелявил, отличался строптивым и дерзким нравом. Аристотелю было семнадцать, когда он вступил в платоновскую Академию. Там он стал другим человеком и провел двадцать лет, целиком отданных занятиям наукой.

После смерти Платона Аристотель покинул Академию. Македонский царь Филипп пригласил его для воспитания сына Александра. Аристотелю было уже за пятьдесят, когда возвратился в Афины, чтобы основать там свою собственную школу – Ликей. Меж тем афиняне не простили философу близости к македонским захватчикам: Аристотелю пришлось бежать на остров Эвбея, где он вскоре и умер, по слухам, приняв яд.

Платон не сумел конкретно объяснить, каким образом из общей идеи происходят единичная вещь.

А без этого утверждать об идеях, «что они образцы и что все остальное им причастно, – значит пустословить и говорить поэтическими иносказаниями... Следует, по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?» [Аристотель: Метафизика].

Общее и единичное, сущность и явление могут существовать не иначе как слитно. Ничто общее не существует отдельно, само по себе, снова и снова повторяет Аристотель. Разве что в абстрактном мышлении определения, общие многим вещам, могут быть оторваны от этих вещей. Идея «лошадности», лошади как таковой, не существует отдельно от реальных лошадей. Нет никакого «умного места», в котором обитали бы чистые идеи. Это занебесноежилище идей всего лишь поэтический мираж, нарисованный воображением Платона.

К тому же идеи, относящиеся сразу ко многим вещам и ни к одной в отдельности, не вправе считаться сущностями . У каждой вещи должна иметься своя индивидуальная сущность, постулирует Аристотель.

«Сущность каждой вещи – это то, что принадлежит лишь ей и не присуще другому, а общее – это относящееся ко многому, ибо общим называется именно то, что по своей природе присуще больше чем одному» [Метафизика].

Единичное тоже не существует отдельно от общего. Вещи, не имеющие ничего общего с другими вещами, нельзя было бы познать. Любая наука изучает определенный класс, или «род», вещей и устанавливает законы, общие для данного рода вещей.

Аристотель и не думал отвергать ценность общих идей. Для него, как и для Платона, настоящий «предмет знания – общее». Однако он настаивает на том, чтобы общее понималось конкретно, в неразрывной связи с единичным.

В заслугу Сократу Аристотель ставит определения «начал знания» – общих идей. Притом Сократ не отделял эти идеи от единичных вещей:

«Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни определения. Сторонники же идей отделили их и такого рода сущее назвали идеями» [Метафизика].

Призыв Платона «всей душой отвратиться» от единичных, чувственно данных явлений, означал отречение от опытного знания. Платон ценил лишь две «умозрительных» науки – математику и диалектику. Аристотель снова поворачивает философию лицом к чувственно воспринимаемому миру и стремится логически обосновать опытное знание. Он и сам много занимается исследованием физических явлений, живых организмов, форм государственного устройства, создает первую экономическую теорию. Однако более всего философа занимает все же человеческая душа и мышление.

Душа обладает способностью воспринимать идею вещи отдельно от ее материи. Тем самым душа уподобляется воспринимаемой вещи, принимает форму, тождественную форме ее предмета. Аристотель сравнивает душу с мягким воском, на котором отпечатывается геометрический контур внешней вещи. Разумная душа есть такая абсолютно пластичная и универсальная идея, способная вобрать в себя, познать все прочие идеи, – «идея идей».

В процессе чувственного восприятия идеальные формы вещей очищаются, избавляясь от своего материального субстрата 4 . Далее в дело вступает разум: предметом его деятельности являются уже не единичные вещи, а чистые формы их бытия – «идеи» как таковые.

Идеи единичных вещей образуют, так сказать, «листву» на древе знания. Их определения целиком и полностью зависят от общих идей. Например, это – дом, он высокий или низкий, белый или желтый, каменный или деревянный. Все эти определения, в свою очередь, определяются через еще более общие: дом – это вид строения, высокий и низкий – виды величины, белый или желтый – цветáи т.д.

Каждое последующее определение является более общим, нежели предыдущее. В конечном итоге разум упирается в такие определения, которые невозможно представить как «виды» чего-либо. Эти всеобщие, т.е. предельно общие, идеи Аристотель именует «категориями» (kategoria, греч. «обвинение»).

сущность

количество и качество

место и время

положение, состояние, обладание

действие и страдание

«Ни одна из прочих <категорий>, кроме сущности, не существует в отдельности, все они высказываются о подлежащем “сущность”» [Аристотель: Физика].

Категории образуют своего рода «скелет» природы и разума. Это всеобщие формы как бытия, так и мышления. В категориях реальное сливается воедино с мыслимым, и это их тождество получает у Аристотеля определение «истины».

Категории логически первичны по отношению к вещам. Они относятся ко всему сущему разом и ни к какой отдельной вещи. – Стоп, как же так? Ведь Аристотель в споре с Платоном отвергал реальность чистых идей, а категории как раз и являются таковыми. Они вовсе не абстрактные творения человеческого ума – напротив, это наш ум обязан им своим существованием.

Стараясь справиться с этой проблемой, Аристотель приходит к понятию высшего Разума, который является первоисточником категорий и творцом мироздания. Приводя в движение всё, Разум остается неизменным и неподвижным.

Так в конечном счете Аристотель помирился с Платоном, признав, что на свете есть-таки одна абсолютно чистая, «обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность» – Разум. По примеру учителя Аристотель величает высший Разум «божественным», а то и прямо награждает титулом «Бога».

Аристотелевский Бог не нуждается в восхвалениях, молитвах или жертвоприношениях. Вместо этого он требует, чтобы человек стремился мыслить как можно глубже, яснее и логичнее. Храм этого божества – вся Вселенная, а его жрецы – все мыслящие существа, испытывающие любовь к мудрости.

Сократ спустил философию с неба на землю. Не лучше ли вместо домыслов о далеких светилах поразмыслить о делах человеческих? Философу не достать до звезд, зато он может заглянуть внутрь человеческой души и выяснить, как сделать свои мысли стройными и строгими, а поступки людей – разумными.

Подал Сократ и пример того, как следует взяться за дело рефлексии, самопознания. Выполнить же его философский завет – создать полноценную теорию «человека идеального» – довелось Платону и Аристотелю. В Средние века сочинения этих двух гениев античности почти приравнивались к Священному Писанию, служили своего рода «Библией для философов». Две тысячи лет построенные ими идеальные модели мироздания казались недосягаемыми образцами. И сами они за это время успели срастись и слиться со своими моделями, превратившись в идеальные типы человеческой жизни и мысли.

«Платон и Аристотель! – восклицал Генрих Гейне. – Это не только две системы, но и два различных типа человеческой натуры, с незапамятных времен, во всех костюмах, более или менее враждебно противостоящие друг другу. На протяжении всего средневековья вплоть до нынешнего дня тянулась эта вражда» [К истории религии и философии в Германии, 1834].

Мечтательные, мистические, платонические натуры во всех областях жизни противостоят натурам практическим, упорядочивающим – аристотелевским. Мысль Платона витает высоко над землей, в эфире чистых идей; Аристотель прежде всего – ученый, рассудительный и трезвомыслящий, стоящий обеими ногами на твердой почве опыта и фактов. С новой силой их спор о природе идей возобновится в средневековых университетах, и по сей день он далеко еще не окончен.

- «КАТЕГОРИИ» (Katnyopicu, лат. categoriae, praedicamenta) труд Аристотеля, называемый также «Pepi TCDV Kcnrnyopu Bv» («О категориях»); относится к его ранним произведениям и открывает цикл логических произведений, объединенных впоследствии …

- (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия

- (от греч. kategoria высказывание; признак) наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Система К., или категориальная структура, представляет собой сеть основных К. мышления, их… … Философская энциклопедия

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ - АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (Ἀριστοτέλης Σταγειρίτης) (384, Стагира в Халкидике 322 до н. э., Халкида на Эвбее), др. греч. философ и ученый энциклопедист, ученик Платона, основатель Перипатетической школы. Биография. Жизнь А. распадается на… … Античная философия

- (Aristotle) (ок. 384–322 г. до н.э.) Греческий философ. Родился в богатой семье врача на севере Греции. В 367 г. до н. э. Аристотель приехал в Афины, где учился и преподавал в Академии Платона (Plato) до его смерти (347 г. до н.э.). После… … Политология. Словарь.

категории - КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria высказывание, свидетельство; признак) первоначально основные понятия философии, отражающие высшие роды сущего и являющиеся универсальными формами мышления. Начиная с Аристотеля и вплоть до конца 19 в. в роли… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Аристотель - Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, из Стагира. Никомах этот был потомок Никомаха, сына Махаона и внука Асклепия (так пишет Гермипп в книге Об Аристотеле); жил он при Аминте, македонском царе, как врач и друг5 1. Аристотель, самый преданный… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Аристотель … Википедия

КАТЕГОРИИ - «КАТЕГОРИИ» (Κατηγορίαι), первый трактат в составе «Органона», одно из самых ранних его сочинений Аристотеля: работа над ними велась параллельно с «Топикой», с которой они связаны содержательно. Известное заглавие трактата не принадлежит… … Античная философия

Один из величайших философов Греции, творец самойзаконченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основательистинного естествознания и глава перипатетической школы; Род. 384 до Р.Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Категории С приложением Введение Порфирия к Категориям Аристотелям
  • Категории. С приложением "Введения" Порфирия к" Категориям" Аристотеля , Аристотель. Предлагаемая читателю книга представляет собой одно из важнейших философских сочинений великого древнегреческого ученого Аристотеля, в котором перечисляются все возможные виды того, что может…

Глава первая

[Одноименное, соименное, отыменное]

Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias) разная, как, например, dzoon означает и человека и изображение. Ведь у них только имя общее, а соответствующая этому имени речь о сущности разная, ибо если указывать, что значит для каждого из них быть dzoon, то [в том и другом случае] будет указано особое понятие (logos).

Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и соответствующая этому имени речь о сущности одна и та же, как, например, «живое существо» (dzoon) - это и человек и бык. В самом деле, и человек и бык называются общим именем «живое существо» и речь о сущности [их] одна и та же. Ведь если указывать понятие того и другого, что значит для каждого из них быть dzoon, то будет указано одно и то же понятие.

Наконец, отыменными называются предметы, которые получают наименование от чего-то в соответствии с его именем, отличаясь при этом окончанием слова, как, например, от «грамматики» - «грамматик», от «мужества» - «мужественный».

Глава вторая

[Сказываемое о предмете и находящееся в предмете]

Из того, что говорится, одно говорится в связи, другое - без связи. Одно в связи, например: «человек бежит», «человек побеждает»; другое без связи, например: «человек», «бык», «бежит», «побеждает».

Из существующего, одно говорится о каком-нибудь подлежащем, но не находится ни в каком подлежащем, например человек; о подлежащем - отдельном человеке говорится как о человеке, но человек не находится ни в каком подлежащем; другое находится в подлежащем, но не говорится о каком то подлежащем (я называю находящимся в подлежащем то, что, не будучи частью, не может существовать отдельно от того, в чем оно находится); например, определенное умение читать и писать находится в подлежащем - в душе, но ни о каком подлежащем не говорится как об определенном умении читать и писать. И определенное белое находится в подлежащем - в теле (ибо всякий цвет - в теле), но ни о каком подлежащем не говорится как об определенном белом. А иное и говорится о подлежащем, и находится в подлежащем, как, например, знание находится в подлежащем - в душе - и о подлежащем - умении читать и писать - говорится как о знании. Наконец, иное не находится в подлежащем и не говорится о каком-либо подлежащем, например отдельный человек и отдельная лошадь. Ни то ни другое не находится в подлежащем и не говорится о подлежащем. И вообще все единичное и все, что одно по числу, не говорится ни о каком подлежащем, однако ничто не мешает чему-то такому находиться в подлежащем. В самом деле, определенное умение читать и писать принадлежит к тому, что находится в подлежащем, но ни о каком подлежащем не говорится как об определенном умении читать и писать).

Глава третья

[Род как сказуемое. Видовые отличия]

Когда одно сказывается о другом как о подлежащем, все, что говорится о сказуемом, применимо и к подлежащему, например: «человек» сказывается об отдельном человеке, а «живое существо» - о «человеке», следовательно, «живое существо» будет сказываться и об отдельном человеке: ведь отдельный человек есть и человек и живое существо. У вещей, относящихся к разным и не подчиненным друг другу родам, различны и их видовые отличия, например у живого существа и у знания. Видовые отличия у живого существа - это «живущее на суше», «двуногое», «крылатое» и «обитающее в воде», но ни одно из них не есть видовое отличие у знания: ведь одно знание отличается от другого не тем, что оно двуногое. Однако же никто не мешает, чтобы в пределах подчиненных друг другу родов видовые отличия были одними и теми же: ведь высшие роды сказываются о подчиненных им, а потому, сколько видовых отличии имеется у сказуемого, столько же будет иметься и у подлежащего.

Глава четвёртая

Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или «сколько», или «какое», или «по отношению к чему-то», или «где», или «когда», или «находиться в каком-то положении», или «обладать», или «действовать», или «претерпевать». Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; «сколько» - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; «какое» - например, белое, умеющее читать и писать; «по отношению к чему-то» - например, за двойное, половинное, большее; «где» - например, в Ликее, на площади; «когда» - например, вчера, в прошлом году; «находиться в каком-то положении» - например, лежит, сидит; «обладать» - например, обут, вооружен; «действовать» - например, режет, жжет; «претерпевать» - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например «человек», «белое», «бежит», «побеждает».

Глава пятая

[Сущность]

Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, - и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида - «живое существо». Поэтому о них говорят как о вторых сущностях, например «человек» и «живое существо».

Из сказанного очевидно, что у того, что говорится о подлежащем, необходимо сказывается о подлежащем и имя и понятие; так, например, человек сказывается о подлежащем - об отдельном человеке - и о нем, конечно, сказывается имя [человека]: ведь отдельного человека назовешь человеком и определение человека будет сказываться об отдельном человеке, ведь отдельный человек есть и человек, и живое существо. Таким образом, и имя и определение будут сказываться о подлежащем. Напротив, у того, что находится в подлежащем, в большинстве случаев ни имя, ни определение не сказываются о подлежащем; в некоторых же случаях ничто не мешает, чтобы имя иногда сказывалось о подлежащем, но определение не может сказываться о нем. Так, белое, находясь в теле как в подлежащем, сказывается о подлежащем (ведь тело называется белым), но понятие белого никогда не может сказываться о теле. А все другое [помимо первых сущностей] или говорится о первых сущностях как о подлежащих, или же находится в них как в подлежащих. Это становится ясным, если брать отдельные случаи: живое существо, например, сказывается о человеке, поэтому оно будет сказываться и об отдельном человеке; ведь если бы оно не сказывалось ни об одном из отдельных людей, оно не сказывалось бы и о человеке вообще. Далее, цвет находится в теле; стало быть, и в отдельном теле. Если бы он не находился ни в одном из отдельных тел, он не находился бы и в теле вообще. Таким образом, все другое [помимо первых сущностей] или говорится о первых сущностях как о подлежащих, или же находится в них как в подлежащих. Поэтому, если бы не существовало первых сущностей, не могло бы существовать и ничего другого.